Далай-лама XIV рассказал о разнице между красотой внешней и внутренней, почему умиротворенность приносит внутреннюю силу и том, как научиться принимать смерть без сожалений.
"В своих учениях Будда описывал реальность разными способами, в зависимости от склонностей и темперамента своих последователей. Когда встречаются христианин и буддист, то можно сказать, что у них две версии истины, а если к ним присоединяется мусульманин, то версий истины становится три", – заявил Далай-лама на встрече с директором Международного общества христианской медитации католическим священником Лоренсом Фримэном.
На вопрос о том необходима ли религия, духовный лидер тибетского буддизма ответил: "Религия – это один из инструментов позитивного преобразования ума. Каждый стремится к счастью, и в двадцать первом веке материальное развитие достигло высокого уровня. Мы нуждаемся в материальном развитии, поскольку вокруг по-прежнему так много бедных людей. Однако, очень многое зависит от того, насколько мы отдаем себе отчет в ограниченности материальных ценностей, от нашей готовности заглянуть внутрь себя. До сих пор материальное развитие само по себе не смогло породить счастливое общество".
"Все наши религии несут одно и то же послание о любви, сострадании, терпимости, прощении, хотя их философские воззрения и отличаются друг от друга", – цитирует Далай-ламу Центр тибетской культуры и информации. – "Будда объяснил, что не существует независимого "я", а есть лишь ментальное обозначение, накладываемое на нашу психофизическую совокупность. Главная цель учения об отсутствии независимого "я" – это уменьшение эгоцентричности. К этому же результату может привести и однонаправленная вера в Бога".
Далай-лама отметил, что мы слишком часто уделяем внимание внешнему виду, например, молодые женщины много времени проводят, украшая себя при помощи косметических средств, в то время как по-настоящему важную роль играет красота внутренняя. Из нее проистекает внутреннее умиротворение, которое порождает ощущение счастья у личности, у семьи, и у сообщества. Если у нас есть внутреннее умиротворение, то когда мы сталкиваемся с проблемами во взаимоотношениях, мы можем легко их разрешить. Умиротворенность приносит внутреннюю силу. Отвечая на вопрос о том, можно ли одновременно быть последователем Иисуса и Будды, священник Лоренс Фримэн заявил, что Библия говорит о том, что мы должны принимать совет от любого мудреца, из чего следует, что мы должны принимать истину независимо от того, где мы находим ее. Некоторое время можно быть одновременно буддистом и христианином, но в конечном итоге человек почувствует, какое из духовных учений его больше привлекает.
Что касается христиан, практикующих буддийскую медитацию, Далай-лама отметил, что существует много методов для тренировки ума и можно выбирать для себя те практики, которые являются наиболее эффективными.
Рассказал Далай-лама и о своем отношении к смерти. "Простая истина заключается в том, что пока мы все еще живы, нам следует каждый день вести жизнь, исполненную смысла. Это означает помогать другим, когда у нас есть для этого возможность, или, по крайней мере, не причинять им вреда. Тогда, когда придет смерть у нас не будет сожалений, и мы сможем думать, что попадем в рай или обретем благоприятное рождение. Это то, как поступаю я сам. Даже в своих снах я помню, что прежде всего я буддийский монах, а не Далай-лама. Если смерть наступит сегодня, то у меня не будет никаких сожалений, и я надеюсь, что смогу испытывать такую уверенность и в будущем", – сказал духовный лидер буддистов.