Это так. К счастью, Владимир Путин никуда не уходит. Его сохранение на первых ролях во власти - один из ключевых элементов политической стабильности в России. Ведь Путин по-прежнему остается самым популярным политиком в России. Ему доверяет существенно больше избирателей, чем вновь избранному президенту. То есть расстановка сил во власти меняется, но ключевое условие стабильности – пользующийся доверием и уважением большинства россиян лидер страны – остается. - Так повелось, что в сознании масс любой глава российского государства, будь то царь, генеральный секретарь или президент, почти автоматически становится чем-то большим, нежели глава государства, к примеру, во Франции или Германии. С чем это связано? - Очевидно, что ни один из премьер-министров, с которыми работал Путин, не годился ему в подметки – не мог соперничать с ним ни по уровню компетенции, ни по реальному влиянию, ни по авторитету в политической элите и среди избирателей. А сейчас ситуация меняется: президент Медведев будет работать с более авторитетным и более популярным премьером Путиным. Это – вызов монархической традиции и шаг к более равновесной, в перспективе более стабильной и эффективной системе власти. Конечно, её еще нужно построить, апробировать, протестировать на ошибки и узкие места. Это будет непросто, но это необходимо. По времени, полагаю, это займет несколько лет. - Есть еще один устоявшийся стереотип, который вкратце можно охарактеризовать как "хороший царь – плохие бояре". Может ли он как-то негативно проявить себя в новых условиях? - Если говорить о монархических стереотипах общественного сознания, нужно учитывать еще и то обстоятельство, что всенародно избираемый президент в России появился не так давно. Этот пост был введен Конституцией в 1990 году. По историческим меркам – ничтожный срок. Но общество уже привыкло к тому, что главу государства надо выбирать. А если не будет прямых выборов главы государства - мы в таком государстве жить не согласны, потому что оно не наше, не демократическое. Все это указывает на то, что наше общественное сознание довольно пластично. И с этой стороны я не вижу каких-то серьезных препятствий на пути новой конфигурации власти, предложенной Путиным и Медведевым. Скорее, есть препятствия со стороны аппаратной традиции и сознания "широких бюрократических масс". Они обязательно будут пытаться понять, кто же у нас "царь"? И кто же кого "сборет – слон кита или кит слона". А если они не захотят между собой бороться, то их к этому будут всячески подталкивать. - Что общество ждет от власти на данном историческом этапе? Какие первоочередные задачи придется решать Дмитрию Медведеву, чтобы не обмануть ожиданий избирателей? - Первое – общество ждет политической стабильности. Пока есть твердая убежденность, что раздрая, который часто сопровождает передачу власти, не будет. И фигура Медведева – ученика и выдвиженца Путина – является гарантией этого. Другая гарантия – сам Путин, то, что он никуда не уходит, а остается в структуре власти. Второе требование - борьба с инфляцией, ростом цен. Последние полтора года их темп существенно превышает допустимый, и пока власть мало что может с этим поделать. Как результат, большинство граждан не может ничего сберегать, откладывать, инвестировать. Они, напротив, вынуждены тратить, потому что понимают, что завтра эти деньги будут стоить меньше, чем сегодня. Да и на то, чтобы откладывать, остается средств маловато – доходы едва успевают за расходами. Поэтому главное экономическое требование к власти – обуздать инфляцию! Третье требование – борьба с бюрократизмом и коррупцией во всех сферах жизни. Экономический рост не только повысил доходы населения, но и задрал вверх ставки взяток и подношений, а без них наша перегруженная и низкокачественная социальная инфраструктура работать уже не может. Плоды экономического роста, по мнению граждан, должны более справедливо распределяться между большинством россиян, а не доставаться только кучке чиновников и предпринимателей. Материал подготовили Елена Кузнецова, Евгений Трофимов