Нападение террористов на школу №1 в Беслане всколыхнуло весь мир. Теперь, через полтора года в обществе разгорелась дискуссия, можно ли приговорить выжившего террориста Кулаева к смертной казни. Заместитель Генпрокурора Николай Шепель уже потребовал казнить обвиняемого.
Митрофанов Алексей, депутат Госдумы от ЛДПР
Детоубийству нет места на этой земле. Потому что они посягают на самое святое, что есть у людей - это дети, непрерывность жизни. Я придерживаюсь мнения, что, хотя Бог дает жизнь один раз и Бог вправе ее отнимать, но в данном случае это преступление, которое нельзя подводить под такие ценности. Кулаев безусловно заслуживает смертной казни, и он, и все остальные, кто посягает на детей.
#{vote}И не надо быть здесь такими гуманистами, хлюпиками. Общество должно быть в данном случае жестоким, но справедливым. Надо придерживаться тех ценностей, которые есть в Европе, коль уж мы европейцы, а не американцы. Ссылаться на то, что в Америке смертная казнь - я такие аргументы не люблю. У нас после Великой отечественной войны смертная казнь была отменена. Это они у нас взяли. Потом уже Никита Сергеевич от бессилия стал вводить смертную казнь, а наши отцы и деды первыми подали Европе этот пример.
Николай Сванидзе, телеведущий
К террористам общество должно относиться непримиримо, поэтому я не вижу ничего экстраординарного, что прокурор требует для него смертной казни. Другое дело, что в нашей стране смертная казнь сейчас не приводится в исполнение, поэтому это требование носит формальный характер. Но как формальное требование оно справедливо.
Максим Дианов, директор Института региональных проблем
Можно ли приостановить мораторий на смертную казнь специально для Кулаева? Это тяжелый вопрос. Но не неразрешимый. Американцы в 43 штатах не имеют смертной казни, в 10 она есть, но приостановлена губернаторами, в остальных - есть.
И там следствие просто заводит дело в "подходящих" штатах. Могла бы быть и у нас такая дифференциация подхода. Есть бытовые преступления, и есть терроризм. Терроризм можно было бы выделить в отдельную группу. В СССР уголовные кодексы были в каждой республике свои. И нам можно было бы на каких-то территориях вводить смертную казнь. И если нужно успокоить людей - такие вещи применимы. Но для этого нужно решение Совета Федерации и ограничение моратория по конкретным видам преступлений - юридически это возможно.
Руководитель политологического департамента "Центра политических технологий" Алексей Зудин
Теракт в Беслане создал вокруг этого события гнетущую атмосферу, на которой, помимо прочего, еще пытались и пытаются спекулировать отдельные представители оппозиции. Требование смертной казни со стороны прокурора с одной стороны - достаточно адекватная правовая оценка преступления, с другой стороны - в этом есть шаг навстречу части общественного мнения, связанного непосредственно с Северной Осетией. У этого события есть другая сторона. Я имею ввиду не только то, что мы приняли решение о моратории на смертную казнь и стараемся следовать каким-то международным обязательствам, дело также и в том, что проявления агрессивности в обществе необходимо контролировать. Олег Морозов, первый вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия Считает обоснованным требование гособвинителя. "Прокуратура, обращаясь к суду с этим вердиктом, поступила, на мой взгляд, совершенно обоснованно", - цитирует Морозова РИА "Новости". При этом он пояснил, что смертная казнь, как мера наказания, не отменена в России – сейчас лишь действует мораторий.
Иван Мельников, депутат Госдумы, первый зампред ЦК КПРФ
С морально-нравственной точки зрения, я считаю, он (прокурор) прав. Более того, случаев в нынешней современной России, когда для подобной морально-нравственной точки зрения напрашивается юридическое оформление - немало и становится только больше. И потому мы остаемся сторонниками возвращения смертной казни. Но все эти случаи должны быть подробно и особо прописаны в законодательстве.
Василий Якеменко, лидер молодежного антифашистского движения "НАШИ"
Я считаю, что Кулаев заслуживает высшей меры наказания. Общество должно относиться к таким людям, как к безжалостным убийцам, которые пытаются ради решения не очень понятных задач перейти через представления о морали и нравственности. Не только необходимо, но и нужно применить к нему эту меру. Вообще не стоит нарушать мораторий на смертную казнь, принятый Россией, но ради таких, как Кулаев, это вполне можно сделать.
Сергей Гончаров, депутат Московской городской Думы, президент Ассоциации ветеранов спецподразделения "Альфа"
Я всегда был противником моратория на смертную казнь. Заслуживает Кулаев казни однозначно. Я считаю, что казнь необходима, а к таким, как Кулаев, Басаев - мы просто обязаны ее применять. Мы не имеем права терпеть их, да еще и, задержав и изолировав, подвергать опасности жизни тысячи людей, которые их отребье может взять в заложники чтобы освободить этих нелюдей, как "товарищей по борьбе" Никакой пощады им быть не должно!
Материал подготовили Андрей Цунский и Дмитрий Рякин