В непростых вопросах о прекрасном разбирался пока нетронутый скальпелем и ботоксом редактор Дней.Ру. Мода на красоту Стандарты красоты существовали всегда – c тех пор, как возникла борьба за продолжение рода. Мужчины конкурировали за внимание дам и дарили им ухаживания, а женщины выбирали и старались выделиться. Самые привлекательные из них получали лучшего партнера. Наделить себя нужными качествами, подогнать под параметры конкретного общества, как бы обманывая потенциальных кавалеров, – нормальная историческая практика. Лица, пропорции, цвет и длина волос – изменяются, но суть остается – женщина, отвечающая основным принципам репродуктивности, наиболее востребована и всегда желанна. Полные губы, чистая гладкая кожа, ясные глаза, блестящие волосы, хороший мышечный тонус, пружинистая походка и энергичность – признаки, указывающие на то, что женщина находится на пике своих репродуктивных способностей. Мода – это зеркало действительности, а идеал красоты отражает дух времени. С появлением новых идолов можно узнать, чем дышит, чем живет общество. Например, в первобытных племенах стандарт устанавливался по способности к деторождению, на что указывали большая грудь, широкие бедра и округлый живот. В Средневековье, когда плоть считалась приметой греха, в моде были плоскогрудые женщины с болезненно бледной кожей. В послевоенный советский период пропагандировался образ крупной женщины – полнота расценивалась как символ благополучия и достатка. А за тридцать лет до этого, в 20-е годы, толстый человек воспринимался как враг – живот считался признаком распущенности, а лишний вес приравнивался к излишкам собственности. Если в 90-е годы "ходячие скелеты" с короткими стрижками были нормой, то "нулевые" ознаменовались сменой стандартов в пользу женственных форм. Начало активных перемен связывают с трагедиями в 2006 году, когда сразу несколько топ-моделей по всему миру скончались от анорексии. Общественность запротестовала, предъявив ультиматум Домам моды и паблисити. Те были вынуждены отозвать с показов откровенно тощих моделей. "Первопроходцами" выступили власти Италии, поставившие цель внедрить средиземноморский стандарт красоты – солнечный, жизнерадостный. На подиумах и обложках журналов андрогинных девушек заменили красавицы с женственной фигурой и здоровым цветом лица. Наконец, в моду вошла естественная сексуальность. Однако медийные персоны – ориентир для большинства женщин, ими любуются, на них равняются и стремятся быть похожими. СМИ и реклама ежесекундно тиражируют образы молодых, привлекательных, а главное – успешных и востребованных, рассказывая, что носить и как себя вести. Поэтому мода – это марионетка, исполнитель заказа. Женская мнительность, привычка пересчитывать свои несовершенства, а не достоинства, уязвимость, заставляют принимать популярные версии красоты, соглашаться на стандарты заинтересованных транснациональных корпораций красоты и моды. Подражать или поражать? Со времен Пифагора человечество искало формулу идеальной красоты, и не найдя ее, изобрело эстетическую хирургию – красоту без усилий. Идеология нового времени превратила лицо и тело в товар, которому нужно придать определенный вид. Не надо месяцами сидеть на диете (ведь есть липосакция), мучиться из-за горбинки на носу (достаточно сделать ринопластику), тонких губ (закачать гиалуроновую кислоту) и переживать из-за скромного размера бюста (ведь можно вставить имплантаты). Безупречное тело и лицо – это забота и работа стилиста, косметолога, хирурга, дантиста, парикмахера. Можно действовать и менее радикально: сделать татуаж бровей, глаз, губ, вставить цветные линзы, нарастить волосы, ногти, ресницы – и тогда вас тоже могут записать в ряды "прокаченных" красоток. В общем, быть красивой без исходных данных стало проще. Красота равно молодость Понятия красоты и молодости постепенно становятся синонимами. Психологи говорят, что стремление к вечной молодости – это древний процесс, зародившийся, когда средняя продолжительность жизни достигла 30 лет – когда психологический возраст стал отставать от биологического. До этого момента человек обычно живет в соответствии со своим возрастом и проходит вполне стандартные этапы социализации: школа, институт, работа, брак. А вот после 30-ти жесткого "регламента", четкой "привязки" – успеть "до" – не существует, и биологический возраст начинает опережать психологический. Сохранение молодости в таком случае – естественный механизм адаптации психики. Молодость – это динамика, способность изменяться, расцветать, в то время как старость – затухание. Значит, позволить себе стареть – это признать собственное поражение. Женщины, чувствуя дисбаланс, цепляются за молодость, хотят выглядеть на свой внутренний возраст, поэтому и вступают в борьбу с морщинами и жировыми складочками. Пластиковые Барби В России вопрос "облагораживания" стоит остро – внешняя красота у нас возведена в культ и считается одним из основных женских богатств. Поэтому центры пластической хирургии растут как на дрожжах. Пластика – выгодная инвестиция с будущими дивидендами в виде замужества, высокооплачиваемой работы и статуса. Успешность – следствие красоты, поэтому и повалили в клиники не за новыми носами, губами или грудью третьего размера, а за выгодами, благами от этих исправлений, за преимуществами от красоты и свежести. У каждой женщины своя цель – вернуть молодость, наверстать время и упущенные возможности, доказать свою востребованность. Красота для всех рождает подобие красоты, а именно – штампованность. Если зайти в модный клуб крупного российского города, то создастся ощущение, что находишься в отделе кукол Барби. Особенность пластики по-русски – это ее внушительность: тюнинг должен быть заметен, желательно издалека. Рыбьи губы или необъятных размеров грудь приветствуются. Кукольная начинка Если объективной красоты нет, то, может, пора судить по другим критериям: по моральным качествам, человечности, душевности? Если любое лицо легко сделать красивым, то можно ли любое сердце наделить добротой? Мы часто мыслим поверхностно и функционируем на автопилоте. Если звезда удочерит ребенка с синдромом Дауна или возьмет опеку над малышом из Африки, мало кто последует ее примеру. Но стоит ей сделать ультракороткое каре или кардинальное окрашивание, как сотни девушек бегут в парикмахерскую. Парадокс. Избыточное стремление к красоте в итоге нас же и убивает. Пережили расисзм, сексизм, нагрянула новая беда – лукизм (дискриминация по внешности). Получается замкнутый круг: готовность ложиться под нож, чтобы добиться больших благ в жизни, только усугубляет повышенные требования к женской привлекательности. А значит, игнорировать и отрицать, что лицо работает лучше, чем рекомендательные письма и достижения, не получится.