Качество и доступность здравоохранения – одна из самых актуальных тем в России. Огромные очереди, невозможность записаться на прием, нехватка персонала и оборудования, некомпетентность и равнодушие врачей – все эти проблемы не новы, но с годами никуда не исчезают. Не помогают ни реформы, ни десятки миллиардов рублей, которые государство вбухивает в российскую медицину.
Результатом такого положения является тот факт, что две трети россиян считают нынешнее качество услуг в госполиклиниках и больницах в целом низким. Таковы данные соцопроса, представленные Всероссийским фондом изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Плохие врачи
"Низкое качество медицинских услуг в целом, низкий уровень профессиональной подготовки врачей и недостаточная оснащенность учреждений современным оборудованием. Вот диагностика проблем нашей системы здравоохранения с точки зрения пользователя", – рассказал глава ВЦИОМа Валерий Федоров на пресс-конференции в ТАСС.
Согласно данным опроса, почти 40% россиян сталкивались с невозможностью попасть к специалисту из-за очередей, грубостью и хамством медсестер и врачей, ошибками в диагнозах и неверно назначенным лечением. Чуть меньше жалоб – на отсутствие в больницах необходимых лекарств и оборудования.
По словам Федорова, налицо противоречие между повысившимся материальным уровнем отечественной государственной медицины и не желающим расти качеством обслуживания.
"Мы видим, что если с материальным и технологическим обеспечением государственного здравоохранения действительно стало лучше, и деньги – по крайней мере их часть – дошли по назначению, то как с количеством врачей, так и с навыками обращения медперсонала с пациентами лучше не стало", – констатировал он.
В результате более трети россиян в случае болезни предпочитают не терять время, силы и нервы на государственную медицину. "До сих пор 38% опрошенных взрослых россиян в случае болезни не обращаются в госполиклинику. Это очень опасная цифра", – считает Федоров.
При этом каждый четвертый опрошенный признался, что занимается самолечением. Нежелание идти сдаваться врачам подобные отказники объясняют плохой организацией работы больниц и клиник, а также недоверием к медперсоналу.
Реформа для проформы
Удручающе низкая оценка отечественной медицине – в том числе результат недавно проведенной реформы, одним из следствий которой стало укрупнение больниц и поликлиник. Многие из них превратились из отдельных учреждений в филиалы более благополучных, другие и вовсе были закрыты.
Авторы "оптимизации" предполагали, что это сделает работу государственных медучреждений эффективнее. Возможно, так оно и стало (с точки зрения Минздрава), однако побочным эффектом стало снижение доступности услуг для пациентов.
В результате половина россиян отмечают, что после укрупнения медучреждений попасть к узким специалистам стало труднее, еще 39% назвали аналогичные проблемы с доступностью больничных коек в стационаре. "Эту проблему наша медицинская реформа тоже пока не решила", – констатировал глава ВЦИОМа.
И другая часть государственных усилий – переоборудование больниц и клиник современной техникой – не дала нужного результата. Среди ключевых проблем российской медицины 39% россиян указали на нехватку нужной медтехники, несмотря на огромные средства, потраченные на ее закупку в последние годы.
"Надо сказать, что во многих центрах это оборудование есть, но оно не используется ввиду разных проблем, в том числе низкой подготовки персонала. Поэтому пациент может и не знать, что нужная техника есть, поскольку воспользоваться ею возможности нет", – указал глава ВЦИОМа.
Платное ОМС
Услуги платной медицины в России непопулярны: за последние девять лет ими пользуются стабильно небольшое число россиян (от 6 до 8% опрошенных). Большинство (60%) все-таки предпочитают обращаться в государственные поликлиники и больницы. Однако зачастую раскошеливаться приходится и там.
Причина – скрытое вымогательство со стороны персонала больниц и поликлиник. Согласно результатам опроса, 45% респондентов сталкивались с ситуациями, когда врачи оказывали за деньги услуги, положенные гражданам бесплатно по полису ОМС.
"Речь идет о попытках навязать пациентам платные услуги там, где этого быть не должно. Почти каждый второй из посещавших наши государственные медицинские центры об этом говорит", – указал Федоров.
Отчасти почву для этого создает неграмотность пациентов, которые попросту не осведомлены о своих правах. Так, 71% россиян знает, что первичная и скорая медицинская помощь положена бесплатно. Чуть меньше (57%) граждан осведомлены о праве на помощь узких специалистов. А вот о праве на лечение препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых, знают лишь 16% опрошенных.
Излечи себя сам
Впрочем, в российском здравоохранении есть и некоторые положительные изменения. Так, 38% россиян отмечают, что внедрение электронной очереди ускорило доступ к специалистам, а еще 36% указывают на позитивные сдвиги в последние два года в работе скорой помощи. При этом общий индекс доступности медицинской помощи вырос с 22 пунктов в прошлом году до 38 пунктов в этом.
Вырос и другой показатель – индекс здоровья нации, который показывает, насколько здоровыми чувствуют себя россияне. Опрошенные были разделены на различные группы по возрасту, полу, месту проживания и другим параметрам. "Чтобы быть здоровым, вы должны быть молодым, жить в двух столицах, иметь хорошее материальное положение, высшее образование и быть мужчиной", – резюмировал многочисленные таблицы и столбики глава ВЦИОМа.
Параллельно выросли и показатели культуры питания и национальной физической культуры: в последние годы жители России стали уделять повышенное внимание этим двум факторам. Именно в этом, а не в качественной медицине Федоров видит причины самоощущения здоровья россиян.
"Можно предположить, что вклад в наше здоровье и здоровье нации в целом спорта и здорового питания по крайней мере не ниже, а может и выше, чем вклад системы здравоохранения", – заключил он.