Из Днепропетровской области семья Пастырей уезжала порознь: сначала уехала Ирина с малолетним ребенком. Иван с сыном-инвалидом решил ехать в Россию только после того, как семью начали откровенно преследовать. У Ирины и младшего сына Пастырей было российское гражданство. Оформить украинское можно было только через унижение и антироссийское поведение.
"Вызвали меня. Меняй гражданство. Я говорю: "Как менять гражданство? Я, во-первых, не хочу, во-вторых, столько проблем". Они говорят: "Проблем не будет. Тебе всего лишь навсего надо взять загранпаспорта – свои и ребенка – поехать в Харьков, топтаться на флаге на российском, плевать в портрет Путина и кричать, что кто не скачет – тот москаль", – вспоминает женщина.
После отказа Ирины от смены гражданства специалисты паспортного стола просто выписали всю семью из дома. А ночью в квартиру, где после отъезда супруги оставался Иван с Дмитрием-инвалидом, ворвались вооруженные люди. Тогда Иван Пастырт понял: медлить нельзя. Он погрузил все самое ценное в "Газель" и поехал с сыном к жене, в Россию.
На таможне беглецов ждали новые неприятности. Украинские пограничники заявили, что Дмитрий, которому был поставлен диагноз "умственная отсталость", должен быть мобилизован. "Голова, руки, ноги есть – он может окопы рыть!", – вспоминает Иван слова пограничников.
Чтобы откупиться, отец выложил тысячу долларов. Заодно таможенники конфисковали у беженцев всю одежду и бытовую технику. Теперь все хозяйство Пастырей в селе Кушва в Свердловской области – старенькая плита и стиральная машина. Выплаты по инвалидности Дмитрию, старшему сыну, спасли бы ситуацию, однако получить их он не может – по приезду в Россию Дмитрию отказали в виде на жительство. Молодой человек не смог пройти тест по русскому языку, предусмотренный миграционным законодательством. Как оказалось, оно не разделяет инвалидов и здоровых людей – сдавать тест должны все мигранты.
При этом врачи утверждают, что экзамен по русскому языку, впрочем, как и по любому другому предмету, для умственно отсталого человека – задача невыполнимая. Дмитрий дееспособен, но он не сумел закончить ни одного класса общеобразовательной школы.
Руководство кушвинской городской больницы бесплатно выделяет нужные Дмитрию лекарства, чтобы у молодого человека не случилось нервного срыва, ведь переезд тяжело переносят даже здоровые люди. А деньгами семье Пастырей сейчас помогает местная православная община. Ее представители помогают решить и юридические вопросы, пишет LifeNews.
Супруги Пастырь приняли решение добиваться отмены обязательного теста по русскому для сына-инвалида. Чтобы избежать скандала, представители областной миграционной службы уже отправили в Москву запрос. Если иностранца в виде исключения признают недееспособным, то вид на жительство и право на пособие Дмитрий сможет получить уже этим летом.