Премьер-министр Дмитрий Медведев скептически относится к попыткам сформировать списки обязательных для прочтения 100 лучших книг. Он считает, что во время учебы в школе нужно читать разные книги.
"Я к рекомендациям, что нужно прочитать и что является тем, что называют иногда словечком must, отношусь с большим скепсисом. Ну почему мне кто-то рекомендует, чего мне читать? Я хочу читать то, что хочу. Если я читающий человек, то я и так знаю, что читают другие. А когда мне говорят: ты обязан прочитать вот это все, – у меня начинается дикая скука", – заявил Медведев на встрече со студентами Сибирского федерального университета.
По его словам, можно составлять любые списки, но вопрос в том, будут ли ими пользоваться. "Мне кажется, что читать надо разную литературу. Нужно читать и нашу классическую литературу, и прекрасные образцы зарубежной классической и неклассической литературы. Но самое главное – чтобы получать от этого удовольствие", – сказал он.
Глава правительства вспомнил свои школьные годы. "Когда я учился в школе, в нас, по сути, вдалбливали русскую классическую литературу, великую литературу, но очень многие произведения вызывали у меня скуку и нежелание читать именно потому, что нам говорили: вы обязаны все это прочитать", – цитирует Медведева РИА Новости. По его словам, сейчас он осознает, что в том возрасте он еще просто не дорос для понимания литературных произведений.
Медведев уверен, что насильно привить высокую культуру нельзя. "У каждого свой путь, например, к классической литературе. Я вот могу сказать, что, когда в школе учился, я Достоевского читал с удовольствием, а Толстого без удовольствия, хотя и читал. С трудом, но прочитал все тома "Войны и мира", – рассказал глава правительства. При этом, по его словам, сейчас он по-другому относится к произведениям Толстого.
Как писали Дни.Ру, очередной конфликт вокруг реформы образования разгорелся в январе текущего года после появления в книжных магазинах Москвы и ряда других российских городов новой программы по литературе, которая составлена Российской академией образования (РАО). Методичка, собранная, по словам авторов, с учетом новых образовательных стандартов (Львова С.И., Ланин Б.А. и др. "Русский язык и литература. Примерные программы среднего (полного) общего образования". М., 2013), перечисляет в алфавитном порядке классиков и современников, которых школьники должны будут изучать на уроках литературы. Предполагается, что в старших классах нужно проходить Людмилу Улицкую и Виктора Пелевина. В перечне базовых авторов больше нет Александра Куприна, Николая Лескова и Алексея Толстого. Из шолоховского "Тихого Дона" теперь можно знать лишь "избранные главы". Из программы исчезают "Медный всадник" Александра Пушкина, "Петербургские повести" Николая Гоголя, чеховские рассказы "Студент", "Человек в футляре", "Дама с собачкой", а также "Одесские рассказы" Исаака Бабеля. Все эти тексты стали достоянием углубленного изучения литературы.
При этом в школьную программу предложено включить романы "Generation "П" Виктора Пелевина и "Казус Кукоцкого" Людмилы Улицкой. Также школьники познакомятся с творчеством фантаста Сергея Лукьяненко, поэта Асара Эппеля, прозаиков Владимира Маканина, Юрия Домбровского.
В этой связи председатель фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов заявил, что главе Минобрнауки Сергею Ливанову пора в отставку. По словам парламентария, нынешние школьники стали заложниками двух реформ, связанных с русским языком и литературой. А лидер КПРФ Геннадий Зюганов потребовал защитить русское классическое наследие в российских школах и оградить их от экспериментов. По данным "Коммерсанта", в связи с этим он написал открытое письмо президенту Владимиру Путину, премьеру Дмитрию Медведеву, а также в Министерство образования и членам Совета Безопасности.