Научно-производственная корпорация "Иркут" начала разработку высокотехнологичного штурмовика на базе учебно-тренировочного реактивного Як-130. Новый легкий штурмовик должен вывести Россию на мировой рынок оружия в этом сегменте.
Планы "Иркута" одобряют и Военно-воздушные силы. Источник в Главном командовании Военно-воздушных сил считает, что боевой Як-130 ждет "большой экспортный успех" и внутри страны он может пригодиться.
"Разработки начались несколько лет назад, и сейчас мы можем планировать окончание первого этапа в 2013-2014 годах. Ждите штурмовик Як-130 на мировых авиасалонах в скором времени", – пообещал "Известиям" информированный представитель Оборонно-промышленного комплекса, знакомый с ситуацией. Он подчеркнул, что финансирование работ ведется за счет собственных средств корпорации. Машину оснастят высокотехнологичным оборудованием. Ее оборудуют прицельным телевизионно-тепловизионным комплексом, позволяющим обнаруживать цели в сложным метеоусловиях и ночью, а возможно, и бортовым радаром. Бортовая электроника ориентирована на совместимость с высокоточным оружием, имеющим лазерное, телевизионное и спутниковое наведение.
Классическим неуправляемым бомбам и ракетам тоже найдется место в отсеках. Источник в ОАК подчеркнул, что даже отработана технология установки на самолет системы топливозаправки. Практическая дальность "Рукавицы" (самолет по классификации НАТО называется Mitten) возрастет с нынешних двух тысяч километров до четырех-пяти тысяч.
Сегмент легких штурмовиков на мировым рынке оружия – один из самых динамичных, и Россия в нем пока не представлена. Здесь ведущие позиции занимают британские Hawk, итальяно-бразильские AMX и хорошо знакомые России чешские L-39, на которых велась подготовка советских пилотов. По данным Стокгольмского международного института проблем мира (SIPRI), Россия является вторым после США крупнейшим экспортером боевых самолетов. Поэтому ситуация в нише легких штурмовиков неприемлема, считают в Объединенной авиастроительной корпорации.