#{mailheader}
Рита, все время происходит одно и то же. Я влюбляюсь в каких-то мальчиков младше себя. Окружаю их заботой и вниманием, а они, некоторое время поласкавшись в лучах моей заботы и моего внимания, сваливают в неизвестность. Даже страшно тебе сказать, сколько раз эта история со мной повторялась, кажется, я обречена никогда-никогда более не вырваться.
#{mailfooter}
Конечно, из этого "никогда-никогда" бедной девушке не вырваться, так как она пишет все время один и тот же сценарий.
Так уж устроена жизнь, что учитель – это человек, который должен терять учеников. Тут можно просто правило какое-то вывести – если ты человка учишь и что-то даешь ему сверх меры, то он обязательно от тебя уйдет. Хотя бы для того, чтобы переварить полученное.
Однако, самой главной причиной из-за которой моя корреспондентка все время оказывается в одной и той же неловкой ситуации, мне кажется заниженная самооценка и, следующая из этой заниженности, неправильное построение системы зеркал и отражений.
Что такое система зеркал и отражений? Ну, это мой собственный термин, термин Риты Миллер (с), который я придумала для своего внутреннего употребления, когда влюбилась в человека, который меня боялся. И для того, чтобы объяснить ему, что бояться сильной женщины не стоит, что сильная женщина – это для него благо блаженное, я и придумала про систему зеркал.
Много времени прошло с тех пор, как мы расстались с человеком, который боялся сильных женщин. С тех пор я никому про систему зеркал и не объясняла. Но сейчас июль на излете, вот, вместо летнего отдыха, попробую объяснить again.
Человек схож с хамелеоном; человек и есть хамелеон наоборот: если тот, первый, природный хамелеон, пытается слиться с окружающей средой, то человек выстраивает отношения с действительностью так, таким образом, чтобы она хотя бы немного, но отражала его потребности и устремления. Осознанно или не очень, но человек подтягивает реальность до необходимого ему уровня.
А затем подтягивается за реальностью и сам. Ему, оказывается, есть за чем стремиться – за тем уровнем реальности, который он сам себе придумал, представил и которого, похожего на постоянно сдвигающуюся линию горизонта, теперь достигает. Вечный и мучительный процесс.
Для того, чтобы нащупать уровень реальности, человек, не особенно задумываясь над тем, что он творит и что у него должно получиться, выстраивает особую систему зеркал и отражений. Чаще всего, система эта возникает из окружающих нас людей.
Человек сильный, да и еще с завышенной самооценкой, подбирает друзей и знакомых по образу своему и подобию. То есть, равных. И личные, всякие там любовные отношения ему тоже нужны именно такие – партнерские.
Потому что с партнерами он, неосознанно, вступает в невидимый бой, которой позволяет держать форму и постоянно продвигаться по лестнице собственной индивидуальности все выше и выше и выше.
Человек слабый, ни в чем (в том числе, и в себе) неуверенный, окружает себя людьми рангом ниже. Чтобы не случилось, не дай Бог, конкуренции или давления извне (так как расплющит!). Чтобы выглядеть бриллиантом на фоне навозной кучи. В детстве у нас во дворе рос один такой Марат, который любил общаться лишь с бабушками и алкоголиками.
Выглядело это очень странно,так как Марат чурался коллективных игр, шумной ребятни и ребячливого панибратства. Натура утонченная, он сидел на лавочке перед подъездом с какими-нить божьими одуванчиками, ибо в их глазах Марат выглядел вундеркиндом, интеллигентом и интеллектуалом одновременно. И их подслеповатый взгляд ему льстил.
Нужно ли говорить, что Марат всегда (чем старше, тем страшнее) был слабым и самому себе неинтересным человеком, стал пить, а потом и вовсе сошелся с женщиной за сорок с двумя детьми от разных мужиков и постоянным гнилым запахом из рта.
По окружению того или иного персонажа всегда можно понять про уровень его притязаний. Не случайно настойчивое притязание моей подруги Жаровой выйти замуж за малолетку и стать ему родной матерью.
Жарова боится вступать в равные, равноправные отношения, ей обязательно нужна фора, особые условия, подстраховка. Несмотря на то, что с каждым своим очередным женихом Жарова напарывается на одни и те же вилы фундаментального инфантилизма, иной сценарий оказывается недоступен. Из двух видов неудовольствия (одно из которых связано с ее самооценкой, а другое – с последующей катострофой, на которую обречены ее романы с малолетками) Задова всегда и последовательно выбирает второй, кажущийся ей менее травматичным, вид.
Самое трудное в выстраивании и отстраивании зеркальной системы – поиски ровни. И тут дело даже не в социуме или в возрасте (опыте), слишком разные, мы оказываемся слабыми и сильными одновременно. Области силы и слабости чередуются в дурной бесконечности, смешиваются и отравляют жизнь непонятными полутонами.
Нет и не может существовать четкой системы критериев оценки того или иного человека, потому что даже слабость, при определенном стечении обстоятельств, может обернуться прямой своей противоположностью, силой.
И совершенно неважно, что ты сноб и эстет, меланхолично пережевывающий "Пленницу" Пруста, а твоя вторая половина воспитана на "Звездных войнах" и переживает Тому Крузу в "Войне миров", заходится от целулоидного плача Селин Дион в "Титанике" и любит отрываться под среднестатистическую группу "Аква". Потому что в горе и в радости все время возникают зоны необходимости, перекрывающие собой даже самые недостойные, с точки зрения сноба и эстета, привязанности. Даже тупоголовые сандалии или сапожки с отвратительно узкими носками, бессовестно загнутыми вверх, как в сказках Гауфа.
Видимо, есть равенство во внутренней энергетике, которая только потом выливается (а может и не выливаться) в близость социальных (политичеческих и даже эстетических) позиций.
Но именно это равенство, как мне кажется, и является залогом личного счастья. На долгие годы. Потому что бороться с тем, кто лучше и умнее тебя, устаешь и хочется простого покоя.
Такие дела,
Ваша Рита