Война сопровождает человечество на протяжении всей истории его существования. Дважды на протяжении XX столетия кровавое безумие буквально захватывало весь мир – эти события были названы мировыми войнами. В конце Второй мировой казалось, что политики нашли способ раз и навсегда покончить с вооруженными конфликтами, однако это мнение оказалось ошибочно. Изменились масштабы, претерпели трансформацию формы противостояния, однако сама война никуда не исчезла. И по сей день в мире продолжают существовать очаги напряженности или же так называемые горячие точки.
Самым проблемным регионом считается Ближний Восток. Несмотря на регулярный миротворческие операции, проводимые международным сообществом при активной поддержке Вашингтона, ближневосточные страны не только не забыли ужасов войны, но наоборот – разрушения пришли даже туда, где для этого не было таких предпосылок. Свержение режима Саддама Хусейна в Ираке имела катастрофические долговременные последствия. Он был свергнут в 2003 году в результате вторжения американских войск, а в 2006 году казнен. И даже спустя десятилетие страна не может вернуться к довоенному уровню. Отдельные ее районы контролируются запрещенной в России террористической группировкой "Исламское государство*". "ИГ*" вольготно себя чувствует на Ближнем Востоке благодаря царящей в регионе политической нестабильности. Лучше всего террористам удалось закрепиться в Сирии, после того, как Вашингтон начал помогать оппозиции, стремящейся вооруженным путем свергнуть законного президента страны Башара Асада. То, что американская армия напрямую не участвовала в операциях против правительственных войск позволило сохранить государство как таковое, однако значительные территории Сирии были взяты под контроль "Исламским государством" и другими террористическими группировками.
Ситуация резко изменилась после начала операции Воздушно-космических сил России по нанесению ударов по позициям боевиков. То, что западная коалиция не смогла сделать за несколько лет, России удалось меньше чем за год. После того, как террористы начали терпеть одно поражение за другим, а правительственные силы начали укрепляться на вновь занятых позициях, готовность к диалогу для решения ситуации мирным путем выразила и оппозиция. Впрочем, эксперты предупреждают, что говорить об окончательной победе над "ИГ" пока рано. Тем не мене, ярким символом победы цивилизации над варварством, добра над злом, порядка над хаосом стало освобождение древнего города Пальмиры. Террористы устроили из него настоящий полигон, разрушали древнейшие артефакты, проводили показательные казни и разграбляли тысячелетние ценности. Однако при поддержке ВКС сирийские силы смогли выбить боевиков из города. Затем за него взялись российские саперы, позаботившиеся о сохранности и древних памятников, и людей. Апофеозом освобождения Пальмиры стал концерт симфонического оркестра Мариинского театра. Там, где еще недавно боевики безнаказанно убивали людей зазвучала музыка Баха.
Еще одной жертвой политической нестабильности стала расположенная в Северной Африке Ливия. Там США напрямую поддержали свержение возглавлявшего страну с 1969 года Муаммара Каддафи. Однако когда вооруженные боевики в 2011 году казнили "кровавого диктатора", страну по-настоящему захлестнула волна насилия и смерти. Новое правительство признали только на половине территории Ливии, но даже там пока не идет и речи о мирной жизни. Группировки самых разных взглядов, которых объединяет только крайняя степень радикализма, ожесточенно борются за власть, попутно превращая в пыль руины когда-то относительно благополучных городов. Вдобавок ко всем бедам "Исламское государство" тоже облюбовало Ливию, поскольку может безбоязненно строить свои базы в этой стране – сил противостоять вооруженной агрессии и новой власти просто нет, она занята борьбой за собственное выживание. Даже президент США Барак Обама был вынужден признать, что вторжение в Ливию и свержение Каддафи были ошибкой. Впрочем, осознание этого факта никак не оградило Вашингтон от подобных шагов в других странах. Тем временем террористы, чувствую свою безнаказанность, создают в Ливии тренировочные базы, после чего расшатывают обстановку в других странах региона. В частности, сильно страдает от боевиков Тунис. Власти страны даже разработали проект создания стены на границе с Ливией. Впрочем, многие понимают, что это не выход, и необходимо бороться с причиной терроризма, а не отгораживаться от него.
Страна, которая десятилетиями не знает мирной жизни – Афганистан. Серьезные проблемы с террористической угрозой в стране начались после того, как США начали поддерживать движение "Талибан*". Эксперты отмечают, что именно так возникла "Аль-Каида", ответственная за многие акции устрашения по всему миру, самыми масштабными из которых стали теракты 11 сентября. Талибы* же и по сей день продолжают вести войну с законным правительством Афганистана. При этом США теперь выступают на стороне законной власти, однако за годы операции так и не смогли достичь заметного успеха. Несмотря на то, что сообщения об открытых вооруженных столкновениях или совершенных терактах поступают из Афганистана не так часто, он продолжает оставаться горячей точкой планеты. Еще один очаг нестабильности расположен непосредственно в Европе. Речь идет о развязанной Киевом силовой операции против населения Донбасса. Началось же все с государственного переворота на Украине, который поддержали европейские и американские политики. Все обещания, данные Виктору Януковичу, который тогда возглавлял страну, были забыты, и он был вынужден бежать в Россию, спасая свою жизнь.
Новая власть решила радикально бороться со всеми несогласными. И хотя Запад выражал серьезную обеспокоенность законными действиями полиции по отношению к протестующим, когда страной руководил Янукович, после его свержения властям был дан карт-бланш, и ни политики, ни правозащитники не выступили против, когда Киев начал обстрел жилых районов Донбасса. Так начался открытый вооруженный конфликт. Появилось ополчение, защищающее интересы жителей региона, которое смогло остановить продвижение силовиков. В итоге ситуация в условиях, когда у Киева недостаточно сил, чтобы начать новое наступление, но нет политической решимости остановить войну, оказалась заморожена. Конфликтующие стороны встретились в Минске, где подписали соглашения о прекращении огня. В качестве международных наблюдателей выступили Россия, Германия и Франция. Несмотря на то, что украинская сторона согласилась с условиями, выполнять взятые на себя обязательства она не спешит. Тем не менее, международное сообщество неоднократно подчеркивало, что никакого пути выхода из украинского кризиса, кроме политического, не существует.
Тлеющий конфликт продолжается в Нагорном Карабахе. В него оказались втянуты Армения и Азербайджан, а Россия выступает в качестве сдерживающей силы, призывая стороны не обострять ситуацию, а сесть за стол переговоров. Именно ее усилия оказались решающими во время последнего обострения, когда в Нагорном Карабахе возобновились боевые столкновения. Стороны стягивали к границам вооруженные силы, технику, вели огонь из тяжелого вооружения. Тем не менее, крупномасштабной войны удалось избежать. Однако установившееся в регионе перемирие по-прежнему очень хрупкое и рискует разрушиться от малейшей провокации.
В Азии очаг напряженности зреет на границе Индии и Пакистана. Ситуация усугубляется тем, что Исламабад одно время получал значительную поддержку Вашингтона. Тогда политика пакистанских властей, поддерживающих талибов, соответствовала американским внешнеполитическим интересам, теперь отношения между странами охладели. В частности, стало известно, сто США отказались предоставлять Пакистану кредит на покупку их истребителей F-16. Впрочем, эксперты опасаются, что страна уже успела сделать серьезный технологический скачек в плане вооружения. В частности, специалисты рассматривают возможность возникновения ядерного конфликта между Нью-Дели и Исламабадом. В таком случае из локального конфликта эта горячая точка рискует превратиться в погребальный костер для всей цивилизации. Впрочем, аналитики уверены, что подобным разрушительным потенциалом обладают и другие конфликты, по-прежнему бушующие в мире, поэтому относиться к ним нужно крайне осторожно.