Российских пилотов надежно защитят от перегрузок при полетах. Новые уникальные костюмы, разработанные предприятием "Звезда", снизят давление на организм пилота при виражах и разворотах. Кроме того, летное снаряжение позволит в экстренных случаях катапультироваться на высоте до 23 километров.
Российские пилоты, управляющие истребителями пятого поколения Т-50, получили уникальное защитное снаряжение, компенсирующее давление на организм пилота при длительных перегрузках. Комплект, разработанный предприятием "Звезда", состоит из двух противоперегрузочных костюмов и системы компенсации давления в легких, которая позволяет совершать маневры с перегрузками 9G продолжительностью до 30 секунд. При этом катапультироваться из машины можно будет на высоте до 23 километров.
По словам заместителя главного конструктора "Звезды" Николая Дергунова, пилотов будут защищать два летных костюма: противоперегрузочный ППК-7 и высотный компенсирующий ВКК-17. Их выбирают перед полетом в зависимости от высоты – ППК-7 работает на высоте до 12 тысяч метров, а ВКК-17 – до 23 тысяч.
Оба костюма подключаются к автомату давления АД-17, который при перегрузках накачивает полости костюмов воздухом, а также начинает под давлением подавать кислород в дыхательную маску пилота.
Главный специалист "Звезды" Михаил Дудник заявил, что давление кислорода в маске при перегрузках достигает шести-семи атмосфер. За счет этого легкие пилота надуваются изнутри, таким образом компенсируется внешнее давление на грудную клетку. При этом бортовой компьютер предугадывает перегрузки и позволяет избежать запаздывания реакции системы компенсации давления."Эта разработка – наше ноу-хау, пока никто в мире такую систему разработать не смог", – пояснил Дудник.
Противоперегрузочный и высотный костюмы – это комбинезоны из термостойкой ткани со вшитыми камерами и трубками. При выполнении маневров через эти трубки подается воздух, который надувает костюм. Ткань обжимает тело пилота и предотвращает отток крови от головы. Если этого не делать, пилот мгновенно потеряет сознание, пишут "Известия".
По словам летчика-испытателя, Героя России Сергея Богдана, который первым поднял Т-50 в воздух и сейчас занимается его испытаниям, в новом самолете из-за сверхманевренности пилот без компенсации давления погибнет при разворотах и на виражах.
"Перегрузка 9G – это девятикратное увеличение вашего веса. Когда возникает перегрузка, грудную клетку мгновенно сжимает и очень сложно сделать вдох. Когда это длится две-три секунды, еще куда ни шло, но когда 20-30 – выдержать без компенсации давления невозможно", – пояснил Богдан.
В высотном компенсирующем костюме ткань более плотная, есть специальный утеплитель, позволяющий пилоту выжить при разгерметизации или катапультировании на высоте до 23 километров. Для охлаждения тела пилота высотный костюм оборудован вентилирующим жилетом. Но даже с ним в таком костюме жарко, поэтому для полетов на небольшие высоты пилоты предпочитают облегченный противоперегрузочный.
Система подачи воздуха и автомат давления уже смонтированы на последних трех опытных Т-50. Костюмы сейчас проходят заводские испытания и в ближайшее время будут переданы летчикам-испытателям – Сергей Богдан планирует примерить свой экземпляр уже на следующей неделе.