Вчера Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал прошение о помиловании осужденного лидера оппозиционного движения "Демократический выбор Казахстана" и бывшего министра энергетики Мухтара Аблязова. Верховный суд Казахстана прошлым летом приговорил экс-чиновника к шести годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Данное решение суда не подлежало обжалованию, а Аблязов был лишен права на апелляцию. Несмотря на отсутствие доказательств и многочисленные процессуальные нарушения, экс-глава Минэнерго был осужден за превышение должностных полномочий и предпринимательскую деятельность. Аблязов в апреле этого года был вынужден обратиться к главе Казахстана с прошением о помиловании. Сделать это его вынудили нечеловеческие условия, в которых, по словам адвоката экс-министра, содержался лидер оппозиции, а также заявление Назарбаева о том, что изменение судьбы политзаключенного возможно только в случае написания добровольного «прошения о помиловании». Сам Аблязов на пресс-конференции по выходе из заключения, правда, в гробовой тишине заявил, что написал прошение о помиловании «добровольно». В этом, однако, серьезно сомневаются те, кто наблюдал за ходом событий. В самом Казахстане помилование Аблязова было тут же названо «большой победой Назарбаева над оппозицией».
Однако почти все эксперты, аналитики и политики сразу же усомнились в достоверности этого вывода. Дело в том, что глава Казахстана пытается изобразить хорошую мину при плохой игре в то время как все обстоятельства играют против казахского лидера.
Начать с того, что дела против руководителей ДВК и арест известного оппозиционного журналиста Сергея Дуванова вызвали резко негативную реакцию на Западе. В январе конгресс США принял резолюцию «О ситуации в области прав человека в Центральной Азии», где Казахстану отводится одно из основных мест. Через месяц Европарламент осудил преследование инакомыслящих в Казахстане и потребовал пересмотра дел Аблязова, Жакиянова и Дуванова. Потом все трое были признаны ОБСЕ и Международной Хельсинкской группой политзаключенными. А в апреле полиция США арестовала в Нью-Йорке финансиста Джеймса Гиффена — бывшего советника Нурсултана Назарбаева и одного из фигурантов так называемого Казахгейта, одного из крупнейших коррупционных скандалсовременности. Многие расценили это как ясное предупреждение главе Казахстана со стороны Запада.
Кроме того, как сообщает газета «КоммерсантЪ", у «ОБСЕ уже готов новый доклад о ситуации с правами человека в Казахстане, и его обнародование стало бы еще одним ударом по международному имиджу Астаны».
Впрочем, не в большом восторге от деятельности Назарбаева уже давно находятся как ОБСЕ, Евросоюз и США, так и несколько авторитетных правозащитных организаций, в числе которых Международная Амнистия и Международная Хельсинская Федерация Прав Человека. Все эти организации неоднократно выражали свою озабоченность политически мотивированными обвинениями в адрес Мухтара Аблязова и другого лидера ДВК Галымжана Жакиянова и призывали власти Казахстана и лично Назарбаева пересмотреть их дела.
Российские правозащитники, среди которых Сергей Ковалев и Лев Пономарев признали лидеров ДВК политическими заключенными и принимали личное участие в процессах над казахстанскими оппозиционерами в качестве общественных наблюдателей. По признанию Сергея Адамовича Ковалева, «это сильно напоминает происходившее в 37-м году».
Другой известный правозащитник, Лев Пономарев, стал одним из организаторов прошедшего в понедельник у посольства Казахстана в Москве "Театрализованного митинга в поддержку казахстанских политзаключенных". По словам Пономарева, "правозащитники изначально решили придать своему пикету театрализованные формы. В ответ на спектакль из Астаны в виде судебных процессов над лидерами оппозиции и независимой прессой". В результате под окнами посольства Казахстана в Москве появились три человека на ходулях в майках с надписями: "Галымжан Жакиянов", "Мухтар Аблязов", "Сергей Дуванов". Чуть поодаль расхаживали еще трое в смирительных рубашках, на которых так и было написано "СМИрительные рубашки". А рядом с входом в посольство устроил 40-минутное представление передвижной театр. Тема спектакля - "Как в Казахстане судят невинных людей".
Лев Пономарев сообщил, что "как и ожидалось, никто из сотрудников посольства к правозащитникам не вышел, однако за занавесками посольских окон наблюдалось оживление". Неприятности поджидали казахского президента и в Европе. В конце прошлой недели в Лондоне побывала делегация движения "Демократический выбор Казахстана" во главе с лидером ДВК Толеном Тохтасыновым, который не замедлил выразить уверенность в том, что Запад в самое ближайшее время усилит давление на режим Нурсултана Назарбаева.
По словам представителей ДВК, ситуация с демократическими свободами в Казахстане сегодня даже хуже, чем в Белоруссии Александра Лукашенко. За последний год в Казахстане были закрыты практически все независимые СМИ: по словам Тохтасынова, "у нас не осталось ни одного свободного телеканала, пока есть еще две-три газеты, но и они уже завалены судебными исками от властей".
В результате активной деятельности казахстанских демократов Европарламент принял несколько месяцев назад резолюцию в поддержку политзаключенных Казахстана, крайне возмутившую господина Назарбаева. Критика с Запада довела казахского президента до того, что он неосмотрительно попенял Западу за критику в адрес режимов Средней Азии, заявив, что, "если бы здесь не было пяти авторитарных государств, здесь было бы десять бен Ладенов". Демократию при этом Назарбаев назвал "далекой целью" для Казахстана.
Масла в огонь критики в адрес главы Казахстана подлили и российские демократы, солидарно поздравившие находящегося в тюрьме лидера ДВК Галымжана Жакиянова с 40-летием. Отдельные поздравления «оппозиционеру №1» прислали лидер российского Союза Правых Сил Борис Немцов и депутаты Госдумы РФ от этой партии Сергей Ковалев, Борис Надеждин и Александр Баранников. Как написал в телеграмме Жакиянову Борис Немцов, «очень надеюсь, что следующий день рождения Вы встретите обязательно на свободе и обязательно на родной земле». А вдова академика Сахарова Елена Боннэр написала в поздравлении Жакиянову, что «Вы показываете пример очень многим, как надо отстаивать правду, свободу и достоинство личности. Я надеюсь, что сторонники прав человека и в России, и на Западе найдут возможность помочь демократам в Казахстане». Поздравления со всего мира не прошли на родине Жакиянова незамеченными. Власть в очередной раз столкнулась с тем, что тактика «посадить и забыть» в отношении лидеров ДВК не сработала. Более того, с каждым днем пребывания за решеткой лидер ДВК приобретает все больше политического авторитета в противовес казахскому президенту, стремительно теряющему остатки международного уважения под градом обвинений в коррупции и притеснении журналистов. Именно поэтому освобождение из-за решетки Мухтара Аблязова, вынужденного под пытками написать прошение о помиловании, можно расценивать только лишь как капитуляцию властей. Подтверждение тому – простая логика: если Аблязова посадили за краду госсредств, то как можно выпускать его на свободу по простому письменному заявлению? Если лидеры ДВК – политические узники, которых можно «прощать волей президента», то это следует признать официально. А от этого всего один шаг до международного признания Назарбаева тираном.