Недавно отмечался 80-летний юбилей Анатолия Папанова. Увы - без самого великого артиста… Весь вечер на сцене и в зале не смолкал смех, потому что именно веселый смех и теплую улыбку Папанов всю жизнь дарил людям… А вот горести свои он от людей таил. В жизни Анатолий Дмитриевич был сдержанным и закрытым человеком в отличие от своих экранных персонажей.
В жизни Папанов хлебнул немало лиха: работал подростком на заводе, затем война, ранение, инвалидность, нелегкий путь на сцену, полунищенская актерская жизнь с молодой женой – актрисой Надей Каратаевой – в комнатке общежития. Там и дочь у них родилась – тоже будущая актриса…
В актерской судьбе Папанов вовсе не был "звездным мальчиком", мгновенно взлетевшим к славе, пишет "Частная жизнь". Он прошел все круги театрального ада, когда актера очень долго "не видят" режисеры, потом ему дают сыграть какие-то крохи с барского стола, и хотя его уже замечают и любят зрители, но еще столь же долго "не видят" критики.
И лишь постепенно, роль за ролью, успех за успехом, он проходит свой путь восхождения к славе, добытый нелегким трудом.
Когда Папанов прошел этот тяжкий путь и стал фантастически известен и невероятно любим, возникла другая проблема – изнанка славы. Благодарные и восторженные зрители упорно ассоциировали актера с полюбившимися персонажами, категорически не желая разделять артиста и его роли.
И никому не было дела до того, что всенародный Волк из "Ну, погоди!", неподражаемый тесть из "Берегись автомобиля!" или уморительный Лелик из "Бриллиантовой руки" был тонким знатоком Чехова и трепетным исполнителем ролей в его произведениях. Анатолий Дмитриевич имел огромную библиотеку любимой поэзии, читал на радио потрясающие циклы стихов Пушкина и Тютчева…
А еще Папанов мечтал сам поставить спектакль. Кстати, он никогда не объявлял про "творческие планы", а как-то робко говорил "мечтаю сделать"…
Папанов успел поставить пьесу. Только одну. Возможно, самую трагическую у Горького – "Последние". В финале этого папановского спектакля грандиозно прозвучал Шаляпин с церковным хором.
А последняя роль Анатолия Дмитриевича в кино тоже была трагическая. "Холодное лето пятьдесят третьего…", узник сталинских лагерей – согнутый, но не сломленный. Первый глоток свободы и последние слова: "Так хочется пожить еще… И поработать… По-человечески…"
Увы, не удалось. Ни его герою, ни самому Папанову.