Следуя заявленной логике, творение Алексея Германа-младшего, представленное в шести номинациях, включая главную, должно было также отхватить несколько "Орлов". Но так как место то, "Мосфильм", было волшебным, происходить в нем могли самые невообразимые вещи. Волшебным образом один из лучших – а, возможно, и самый лучший – фильмов 2008-го года избежал награды, словно опасной инфекции. Вероятно, стилистически выверенный, сделанный по законам той самой старой школы, но с совершенно современным смысловым наполнением, "Бумажный солдат" показался судьям слишком блестящим. Вероятно, причина и в том, что сложно поверить, что можно сшить настоящее, глубокое кино по канве мастеров прошлого, при этом не занимаясь бесстыдным плагиатом. И кроме того, вероятно, трудно разубедить себя, что на потомках великих деятелей искусства природа не отдыхает, а наоборот – рисует свои самые прекрасные узоры. Тем не менее, то, что три статуэтки, включая за "лучший фильм", получил внук и тезка Михаила Калатозова, исключает последний вариант. Однако и здесь не обошлось без чародейских проделок. Один из призов получили Петр Луцик и Алексей Саморядов, авторы сценария к "Дикому полю". Андрей Бондаренко, продюсер фильма, объявил, что ни для кого не секрет, что создатели текста скончались, не дожив до экранизации. И, то ли жаль было тревожить зрителей, сидящих в зале, то ли жаль было эфирного времени, но никто из стоящих на сцене не объявил минуты молчания в память о покинувших этот мир. Зато как об ушедшем говорил Никита Сергеевич Михалков об Алексее Петренко, получившем почетный приз "За вклад в кинематограф". Алексей Васильевич загробным голосом прочел Ершовское "Осталась жизнь, но понемногу и с ней управлюсь как-нибудь", сказал спасибо академикам "за нашу счастливую старость". И зрители встали. Так же зрители встали при вручении приза "За вклад в мировой кинематограф" актрисе Фэй Дэнэуэй, известной по фильмам "Бонни и Клайд", "Мечты Аризоны" и т.д. Иными словами, ничего утруждающего в этой простой процедуре не было. Волшебство было сотворено даже и в том, что на глазах разодетой публики восставала из небытия дореволюционная Россия. Несколько наград получил "Адмиралъ", фильм о приверженном идеям Империи военнокомандующем. Лучшая женская роль была вручена Ксении Раппопорт, сыгравшей о такой непонятной душе русского народа в картине "Юрьев день". А лучшим неигровым фильмом стала картина "Гибель империи. Византийский урок", сотканный по идее архимандрита Тихона. Словом, "самодержавие, православие, народность". Куда уж там "Бумажному солдату", раскрывающему совершенно другую сторону первого полета человека в космос, "Зеленому театру в Земфире" о необычайно яркой индивидуальности, "Все умрут, а я останусь" о сегодняшних подростках – остроумных и жестоких, а не тех добряков из "Исчезнувшей империи". Так что хорошая постановка хорошей постановкой, а происходящее в "Золотом орле" вышло феерическим эстрадным номером. Только вот ружье выстреливало с осечкой. Какие уж там молодые таланты. Волшебство да и только.
Почему Герман не получил "Орла"
Люб
ая церемония – это хорошо поставленная пьеса, пускай и с элементами импровизации. Под чутким руководством организаторов она превращается в настоящее произведение искусства. В хорошей пьесе нет лишних деталей, ружье всегда выстреливает, в противном случае, действие превращается в самодеятельность. Дни.Ру побывали на церемонии вручения премии Национальной Академии кинематографических искусств и наук России "Золотой Орел" и узнали, по каким законам была поставлена эта пьеса.
Происходящее на сцене павильона "Мосфильма" предварило обращение Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева. В нем значилось, что "Золотой орел" помогает раскрыть молодые таланты и дать им дорогу в будущее. Владимир Наумович Наумов, зачитавший приветствие Медведева, прибавил от себя, что обычно для награждений люди едут в Нью-Йорк, Берлин, Париж, Рим и другие города, а он помнит, как все эти города приезжали сюда, на "Мосфильм". И потому, по словам Владимира Наумовича, место это следует считать волшебным.
"Волшебных" вещей на церемонии происходило немало. Магическим образом в номинации "Лучший фильм" были выдвинуты фильмы совершенно разного порядка: "Адмиралъ", "Бумажный солдат", "Все умрут, а я останусь", "Дикое поле", "Исчезнувшая империя" – иными словами, коммерческое кино и артхаус вынуждены были встать в очередь за одним единственным призом. И раз в списке номинантов присутствовал "Адмиралъ" Андрея Кравчука, ставший одним из самых кассовых фильмов 2008-го года, и, кроме того, любопытный зрителю своим голливудским размахом, ничего удивительного в том, что хотя бы одна награда получена быть должна. Однако с изумлением глядели создатели байопика "Адмиралъ" на полученную статуэтку. "Мы не ожидали, но нам очень приятно", - сообщили Екатерина Гмыря и Мария Мордкович, награжденные за "лучшую работу художника по костюмам".
Сложно поверить, что можно сшить настоящее, глубокое кино по канве мастеров прошлого, при этом не занимаясь бесстыдным плагиатом