Иммерсивные спектакли давно пришли в Москву. Вспоминаются и "Вернувшиеся" по мотивам пьесы Генрика Ибсена "Привидения, и "Пиковая дама", которая приглашала в мир иллюзий бессмертных произведений Александра Пушкина и Петра Чайковского, и "На Трубе", в котором речь идет про прошлое уникального здания театра "Школа современной пьесы" на Неглинке.
А Эдуард Бояков взял за основу рассказ Николая Лескова "Тупейный художник". История трагической любви крепостной актрисы и парикмахера была написана 140 лет. Она дважды экранизировалась, по ней были созданы две пьесы и поставлена опера. А Бояков превратил ее в театральную бродилку по роскошным интерьерам.
Ходишь – и не знаешь, чему больше удивляться. Дух захватывает от лепнины, зеркал, дубовых потолков, витражей. Но и история частного крепостного театра восхищает не меньше. Причем, чтобы узнать все ее хитросплетения и познакомиться со всеми героями, посетить спектакль надо трижды – у каждой группы свой маршрут и свои повороты сюжета. Встречаются же все зрители в большом театральном зале, где перед ними графская труппы разыгрывает спектакль.
Это интересно даже с исторической точки зрения – посмотреть, что ставили, как играли, во что одевались в крепостных театрах, которые считались признаком вкуса и образованности хозяина. Да что там говорит, если по сюжету, сам император присутствует на спектакле, свидетелями которого становятся зрители "Лубянского гримера".
Получается эдакий театр в театре, спектакль о спектакле, где зритель оказывается и в гримерной, и на сцене. Очень увлекательно! Причем действие разворачивается и в нескольких временных плоскостях – бывшая актриса крепостного театра Любовь Анисимовна предстает на сцене и юной девушкой, и бабушкой, которая рассказывает свою трагическую историю.
В России, как известно, народ идет в театр "на актера". Поэтому Бояков пригласил в спектакль и актера из телесериала "Меч" Эдуарда Флерова, и звезду Художественного театра Евдокию Германову, и даже скоро на роль Графа введут телеведущего Леонида Якубовича, который уже потряс Москву ролью монаха в спектакле "Лавр". Правда, увидеть их можно не всегда – в спектакле есть пять составов с разными артистами.
Разумеется, обращает на себя внимание и сам лубянский гример Аркадий (в разных составах его играет Кирилл Клименко, Никита Лукин и Лев Павлов). Режиссер искал на эту роль таких писаных красавцев, чтобы не только было сразу понятно, почему крепостная актриса в него в любилась без памяти, но и чтобы зрительницы спектакли тоже млели и влюблялись.
Путешествие по залам особняка в этом спектакле сродни путешествию в машине времени. Посмотреть на нравы, удивиться обычаями, восхититься костюмами и прическами, ощутить себя гостем у настоящего графа – разве не чудо?!