Небесные хулиганы

Фото: GLOBAL LOOK press/Bernd Bieder
Испортить перелет себе и сотне людей вокруг? Легко! Дебоширы в самолетах –головная боль авиакомпаний. С завидным постоянством возникают ситуации, когда неадекватные персонажи задерживают рейс, становятся причиной внеплановой посадки или наносят физический вред соседям. Почему не удается искоренить эту проблему, выяснили Дни.Ру.

Внештатные ситуации на борту учащаются в курортный сезон, что вполне объяснимо: все стараются расслабиться по полной программе в предвкушении долгожданных каникул. Раньше безопасность полетов обеспечивали воздушные маршалы, но эта система продемонстрировала свою несостоятельность. Огромные средства выделялись на полеты "небесных стражей", их подготовку и зарплатный фонд.

В США на содержание маршалов уходят сотни миллионов долларов, а на деле предотвращаются единичные незначительные случаи нарушения порядка. Сейчас таких секьюрити можно встретить в основном на курортных направлениях, где постоянно встречаются люди в состоянии алкогольного опьянения. В остальных случаях проблемы решают члены экипажа.

Штрафы за дебош незначительны, у нас они составляют всего пять тысяч рублей. Подобная сумма никого не напугает, а иногда, наоборот, позабавит

"Основной фактор, почему вопрос не удается решить эффективно – отсутствует продуманная система наказаний за противоправные деяния на борту самолета. Штрафы за устроенный дебош незначительны, у нас они составляют всего пять тысяч рублей. Подобная сумма никого не напугает, а иногда, наоборот, позабавит. А чтобы люди лишний раз серьезно задумались о последствиях собственных действий, ответственность необходимо ужесточать – вплоть до уголовной. Например, за порчу имущества и создание ситуации, когда приходится прибегать к вынужденной посадке, можно отделаться несерьезным денежным взысканием. Уголовная ответственность предусмотрена в случаях, когда пассажир угрожает экипажу или создает обстановку, реально опасную для полета", – рассказал в интервью Дням.Ру специалист по безопасности полетов и бывший командир воздушного судна Александр Романов.

Пассажиров в неадекватном состоянии видно сразу. Обычно еще до посадки начинается выяснение отношений. Бортпроводники сообщают командиру судна о конфликтной ситуации, дебошир выражает недовольство, все это видят и слышат остальные пассажиры, что негативно влияет на их настроение. При этом экипаж должен готовиться к вылету и быть сосредоточенным.

Нужно регламентировать действия полиции в аэропорту и дать стражам правопорядка возможность не допускать к трапу пассажиров в неадекватном состоянии

По мнению Александра Романова, необходимо наделить специальными полномочиями полицию и службы организации перевозок. "Нужно регламентировать действия полиции в аэропорту и дать стражам правопорядка возможность не допускать к трапу пассажиров в неадекватном состоянии. Также желательно поставить в салонах самолетов видеокамеры (сейчас ими оснащена незначительная часть лайнеров). Видео с них может быть стать доказательной базой в суде в случае возникновения внештатных ситуаций", - считает эксперт.

Также, по его мнению, необходимо на законодательном уровне дать возможность создавать черные списки с целью недопущения на борт лиц, грубо нарушавших общественных порядок на воздушном транспорте. Сейчас человеку нельзя на легальных основаниях отказать в покупке авиабилета.

В команде бортпроводников встречаются мужчины, которые либо служили в армии, либо имеют профессиональную подготовку

Так что пока экипажу приходится справляться самостоятельно. Как правило, в команде бортпроводников встречаются мужчины, которые либо служили в армии, либо имеют профессиональную подготовку. "Что касается помощи со стороны пассажиров, ее могут оказать лица, имеющие соответствующие навыки, связанные с профессиональной деятельностью. Неподготовленному человеку лучше не ввязываться в конфликт, чтобы не усугубить ситуацию", – отметил Романов.

Важно помнить, что самолет – это замкнутое пространство, в котором очень много железных элементов, опасных выступов. Одно неосторожное движение может привести к трагедии, за которую придется нести ответственность. Законы несовершенны: даже если из благих побуждений кто-то пытается успокоить дебошира и неумышленно наносит ему повреждения, возникнут большие проблемы. Доказать факт самообороны будет сложно.

В случае получения ущерба, связанного с противоправными действиями на борту, пострадавшим пассажирам стоит потребовать от авиакомпании возмещения морального и материального вреда. В стоимость авиабилетов включены специальный сбор за безопасность и страховка, поэтому все претензии нужно предъявлять непосредственно компании-перевозчику.

Шоу-бизнес в Telegram