Настраиваем ребенка на успешную сдачу ЕГЭ

Фото: ege.edu.ru
Специалисты в сфере образования знают, что успех на экзамене определяется двумя составляющими: знаниями и умением владеть собой. При этом, не всегда итог испытания в большей степени определяется уровнем знаний ученика. Часто бывает так, что тот, кто без отдыха готовился к экзамену и, по идее, должен знать все, получает меньше баллов, чем тот, кто учился не перенапрягаясь. И дело здесь не всегда в везении, а в умении справиться со стрессом, умением отбросить лишние мысли, правильно рассчитать силы. Но зачастую родители накручивают детей перед сдачей выпускных экзаменов, напрочь забывая о том, что психологическая подготовка к ЕГЭ не менее важна, чем заучивание правил и формул.

Любой экзамен – это испытание для молодого организма. Оно обусловлено физическим, интеллектуальным и эмоциональным напряжением, что в совокупности выливается в экзаменационный стресс. На него организм реагирует на него двумя способами: активизацией или беспокойством. В первом случае у человека происходит мобилизация и концентрация усилий: он способен спокойно и адекватно оценивать задания, соотносить их со своими знаниями и объективно относиться к трудностям. Для второго пути характерно состояние от растерянности до паники, в результате чего теряется способность адекватно реагировать даже у тех, кто обладает хорошими знаниями.

Причины экзаменационного стресса


Психологи выделяют ряд факторов, которые способствуют развитию стрессового сценария. К их числу относится негативный настрой, неопределенность и ограниченность во времени, сомнения в уровне знаний, а иногда и вообще в собственных способностях. Сюда добавляются индивидуальные особенности каждого из школьников: сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, проблемы с концентрацией, пониженная стрессоустойчивость, физическое и интеллектуальное перенапряжение и индивидуальные особенности нервной системы.

К этому всему добавляются родительские переживания, которые они выплескивают на детей. Установки "не сдашь", "не знаешь", "не так занимаешься" оказывают негативное влияние даже на тех, кто хорошо вооружен знаниями. Отсюда у детей формируется неуверенность, появляется страх, развивается повышенная тревожность. Особенно страдают от такой установки те, кто не обладает сильной нервной системой, легко возбудим и эмоционален. Усиливает волнение и страх подчеркивание ответственности ребенка перед школой, учителями, родителями.

Медвежью услугу оказывают родители, которые используют запугивание и страшилки в надежде мотивировать свое чадо на успешную сдачу экзамена. Но рассказы про беды, которые грозят при получении низкой оценки – это плохие помощники в преодолении экзаменационного стресса. А сравнение с более успешными одноклассниками и друзьями, сравнение со старшими братьями и сестрами, рассказы об их успехах и положительных качествах не только не толкает ребенка быть лучше или брать пример, но и может привести к конфликту в семье.

Главные ошибки родителей


Родители зачастую даже не представляют, как выглядит процедура, каковы критерии выставления оценок, насколько сложные экзаменационные задания, а главное – не всегда представляют реакцию своего ребенка на трудную ситуацию. И вместо помощи в ответ на жалобы о том, что у него потеют ладони, учащается сердцебиение, появляется тошнота ребенок слышит лишь фразы о том, что причин для волнения нет. И это одна из серьезных ошибок. Родителям следует внимательно выслушивать все жалобы и объяснять суть происходящего, рассказывая о том, как можно снять напряжение и расслабиться. Ведь понимание своего состояния и умение его регулировать – это один из важнейших моментов подготовки к экзаменам.

Второй серьезной ошибкой родителей является излишняя суета, опека и повышенный контроль за процессом подготовки к экзаменам. Вопросы "Почему не занимаешься?" и "Сколько выучил?" только вызывают у ребенка раздражение и нежелание дальше заниматься. Многие родители негативно относятся к намерению ребенка выйти на улицу, пойти в кино или просто отдохнуть, забывая, что работа без отдыха неэффективна. Специалисты подсчитали, что для достижения наилучших результатов непрерывные занятия в течение 30-40 минут должны чередоваться с 10-15 минутными перерывами. А после двух-трех часов учебы необходим перерыв на час-полтора. И не стоит контролировать каждый шаг, напоминая об ответственности и сложности экзамена.

Рекомендации специалистов


Помощь и поддержка своего ребенка во время подготовки к экзаменам должна быть действенной. Слова и увещевания оставьте в стороне. Перво-наперво помогите ребенку организовать рабочее место и составить распорядок дня, который будет разумно сочетать учебу и отдых. Не пытайтесь загнать чадо в режим постоянной подготовки к экзамену. В его режиме должно обязательно оставаться место любимым занятиям и даже развлечениям. Воспитательные моменты лучше отложит на потом, не стоит дергать ребенка по разным мелочам и тем более читать нотации и высказывать упреки. В противном случае, есть риск развить в нем чувство тревоги, страха или неминуемой неудачи.

Необходимо научить ребенка контролировать и регулировать свое состояние. Ни в коем случае не запугивайте неудачей или провалом на ЕГЭ. Лучше обговорить возможный результат, чем настраивать только на высший, но маловероятный балл. Сделайте утро перед экзаменом спокойным, любимое блюдо на завтрак поможет расслабиться, а добрые слова – снять напряжение и настроиться на успех. Кстати благоприятно на активизацию работоспособности и мозговой деятельности влияют грецкие орехи, мед, шоколад, морепродукты. Помогут также и витамины.

И самое главное – не забывайте, что:

– Экзамены – всего лишь средство, ведущее к той или иной цели;

– Хорошо сдать экзамен – не всегда та цель, к которой стремится ребенок на самом деле;

– Экзамены, хорошая их сдача – это еще не вся жизнь.

P.S. Если вы видите, что ситуацию не удается взять под контроль, не стоит затягивать с визитом к психологу. Он поможет выявить особенности ребенка и, исходя из этого, поможет совладать со стрессом и успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Телеграм канал