"Трансаэро" переписала отчетность

Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Авиакомпания "Трансаэро" находится не в лучшей форме, но пытается скрывать свои проблемы до тех пор, пока ей не будут выделены средства господдержки, считают эксперты. В частности, она затянула с публикацией отчетности, а после обнародования информации по многим пунктам возникли справедливые вопросы.

Из отчетности "Трансаэро" следует, что чистый убыток организации за 2013 год составил 13,34 миллиарда рублей. Однако ранее компания убеждала, что за этот промежуток времени получила прибыль в размере 788 миллионов рублей. Другие показатели также были изменены задним числом.

Так, выданные авансы за 2013 год достигали 18,8 миллиарда рублей, а после переоценки от них осталось лишь 965,7 миллиона, передает "Росбалт". Расходы на аэронавигацию и наземное обслуживание возросли с 16,1 миллиарда до 25,6 миллиарда рублей. Траты на техническое обслуживание практически удвоились: в предыдущей версии статистики они составляли 5,9 миллиарда рублей, в новой – 10,1 миллиарда.

Подобный действия являются тревожным показателем и способны привести к потере доверия инвесторов. "Если бы акции "Трансаэро" были более ликвидны и находились в портфелях большего количества инвесторов, следствием было бы резкое падение котировок в первый же день торгов", – рассказал аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.

На этом компания не остановилась и всерьез взялась за пересмотр стоимости нематериальных активов. Так, стоимость бренда "Трансаэро" за 2014 год увеличилась почти в 30 раз, до 61,2 миллиарда рублей. Это на 20% больше, чем у крупнейшего российского авиаперевозчика "Аэрофлот". Подобная оценка находится на уровне цены брендов ведущих мировых авиакомпаний, таких как британская Easy Jet и австралийская Qantas.

Ее сочли завышенной даже собственный аудиторы из компании "РСМ Русь". Они, в частности, заметили, что достаточных доказательств соответствия названной стоимости бренда "принципам определения справедливой стоимости нематериальных активов по данным активного рынка" не существует.

Другие аналитики и вовсе считают, что эти действия можно назвать некоей пиар-акцией, стоимость которой совпадает с величиной гонорара привлеченного для оценки стоимости бренда эксперта. "Сама компания может переоценивать все что угодно, но это ничего не значит. Это значит, что в графе "Нематериальные активы" появится другая цифра, которую кроме них может никто и не признавать", – рассказал член совета российской гильдии маркетологов Николай Григорьев.

"Они могли заказать это у некоторых людей, предложили заплатить гонорар – условно, миллион долларов, чтобы эксперт мог придумать методику, по которой он мог оценить бренд в, условно говоря, миллиард долларов. Эксперту хочется этот миллион долларов, это хорошая сумма, он и оценивает", – добавил Григорьев.

Опасения экспертов подтверждаются и статистическими показателями, имеющимися в открытом доступе. В частности, чистый убыток "Трансаэро" в 2014 году вырос на 8,4% и составил 14,46 миллиарда рублей. При этом уменьшение объема перевозок за первые четыре месяца 2015 года достигло 4,2%: он составил чуть более трех миллионов пассажиров. Объем грузов и грузооборот пережили еще более драматичное падение – более 27% за тот же промежуток времени.

Подобные показатели не могли не сказаться и на отношения партнеров к компании. Так, один из крупнейших кредиторов "Трансаэро" – Сбербанк – предоставил отсрочку на месяц по выплате кредитов и вместе с этим жестко раскритиковал бизнес-модель авиакомпании. Аналитик "Церих Кэпитал Менеджмент" Андрей Верников назвал ее крупным проблемным заемщиком.

Первый заместитель председателя Сбербанка Максим Полетаев также порекомендовал топ-менеджменту перевозчика быть более реалистичными при оценке собственных перспектив. "Например, заложена рентабельность по EBITDA 26%. Напомню, лучшая авиакомпания мира – Ryanair, у нее рентабельность EBITDA – 22%", – отметил он.

Аналитики считают, что топ-менеджмент "Трансаэро" пытается сделать хорошую мину при плохой игре. Однако манипуляции с отчетностью вряд ли введут в заблуждение серьезных игроков. По всей вероятности, это делается для того, чтобы позволить компании дотянуть до выделения ей средств государственной поддержки.

Шоу-бизнес в Telegram