Банки будут чаще отказывать клиентам

Фото: GLOBAL LOOK press/Andrey Arkusha
Регулятор считает, что кредитные организации должны чаще отказывать подозрительным клиентам. Центробанк напомнил, что причиной для отказа может послужить предоставление неполного пакета документов.

В Банке России ведется работа над законопроектом об ужесточении борьбы с отмыванием денег. Регулятор пояснил, что принятие этого документа тормозится из-за межправительственной организации FATF (международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), где обеспокоены рисками нарушения прав клиентов. На этом фоне Центробанк разослал банкам настоятельные рекомендации активнее пользоваться правом на отказ в проведении операций и на расторжение договоров.

Регулятор напомнил, что по действующему антиотмывочному законодательству основанием для отказа в проведении операции является предоставление гражданином или компанией неполного пакета документов, в частности о бенефициарах и выгодоприобретателях, сообщают "Известия" со ссылкой на документ. Центробанк подчеркнул, что кредитные организации не должны пренебрегать правом на отказ клиентам в целях недопущения нарушений требований закона.

В письмах отмечено, что банки должны не реже раза в год обновлять сведения о розничных и корпоративных клиентах или не позднее семи дней после возникновения подозрений по поводу законности операций клиента. ЦБ указал, что банки должны использовать все возможные способы для обновления информации о клиентах, а если не получается – прекращать обслуживание клиента. После двух отказов в проведении операции банку следует прекратить обслуживание клиента.

Напомним, что кредитные организации получили такое право в июне 2013 года в рамках поправок в антиотмывочный закон, но, судя по официальной статистике, на практике его использовать не спешат. Заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный подтвердил эти данные. Он сообщил, что в год банки отказывают в проведении операций около 30 тысяч раз, из них запретов на обслуживание было в десять раз меньше. Ливадный подчеркнул, что сейчас у банков нет обязанности отказывать подозрительным клиентам в совершении операции, открытии счета или вклада – есть право.

Между тем отказывать клиентам для кредитных организаций не совсем выгодно. По некоторым данным, в условиях кризиса банки менее рьяно исполняют антиотмывочное законодательство. Логика банков, которые не желают расставаться с клиентами, понятна: их средства являются чуть ли не главным источником ликвидности в условиях закрытых зарубежных рынков капитала.

В свою очередь игроки финансового рынка пояснили, что не проявляют активности по отказам из-за трудоемкости этой процедуры: банк должен доказать, что клиент не предоставил достаточной информации о себе. Это в том числе распечатка всех телефонных разговоров с клиентом, документы, фиксирующие факт обращения клиента в банк, все бумаги, которые были предоставлены банку, копии запросов от банка клиенту с требованием предоставить недостающие сведения, фиксация времени ответа клиента. При этом "отказники" находят альтернативу, отправляясь в другие банки.

Шоу-бизнес в Telegram