Советы психологов во время кризиса

Фото: GLOBAL LOOK press
Психологи советуют россиянам не подвергаться приступам шопоголизма и иррациональной паники из-за колебаний курса рубля. Покупка ненужных вещей не поможет пережить кризис, а лишь, наоборот, усугубит и без того непростую экономическую ситуацию в бюджете отдельно взятого человека.

Экономические проблемы, связанные с турбулентной обстановкой на валютном рынке в России, отличаются ото всех случаев, которые переживала страна до этого. Различия видны в первую очередь в поведении людей. Так, в один из самых критических для рубля дней, когда его стоимость обрушилась, люди, практически не раздумывая, начали скупать не товары первой необходимости или валюту, что в условиях резкого скачка цены было бы бессмысленно, но хотя бы объяснимо, а дорогую электронику, автомобили, парфюмерию, брендовую одежду и другие товары, которые в обычное время не пользуются столь значительным спросом.

Поведение россиян в условиях проблем в финансовом секторе иррационально. Подобными шагами люди стремятся заглушить свою тревогу и отодвинуть реальные шаги по решению проблем на более поздний срок. Как отмечают психологи, наиболее подвержены потребительским приступам душевнобольные люди, пожилые, лица с невысокими доходами, а также молодые люди, не имеющие опыта планирования семейного бюджета. Для них поход в магазин становится способом борьбы со страхом того, что в ближайшем будущем придется экономить. Реальные проблемы, однако, никуда после этого не пропадают.

Психолог Алексей Захаров отмечает, что продавцы также играют на повышенном эмоциональном фоне россиян. "Человек на глубоком эмоциональном уровне тревожится за свою жизнь и за свое будущее. Мы понимаем, что теряем не деньги, а возможность достойно обеспечить свою жизнь. А продавцы могут подстраиваться под чувство тревоги, манипулируя сознанием людей", – цитируют его "Известия".

"Идя в любой магазин, нужно быть готовым, что вами будут манипулировать. Заметьте, реклама нередко работает на подсознательном уровне, задействуя инстинкты и организм человека для привлечения внимания: страх, радость и понятийный аппарат, связанный с сексом. Реклама и торговля взаимосвязанно используют их в своей деятельности, и это работает", – добавил Алексей Захаров.

Руководитель Центра психотерапии и психологического сопровождения доктора Бабина Андрей Бабин также высказал мнение, что необдуманные покупки люди совершают из-за страха лишиться комфортной жизни. "В России люди по сути не защищены ни социально, ни финансово, ни политически – никак. Естественно, такая обстановка порождает колоссальные тревоги. Сейчас люди живут так, будто скоро наступит последний день, и человек пытается этот день отодвинуть. К тому же наши сограждане психологически незрелы, поэтому стрессонеустойчивы и склонны к импульсивности. Навязчивая реклама и подогреваемый СМИ ажиотаж вокруг цен толкают их к искаженному восприятию реальности", – рассказал он.

Психолог заметил, что за годы неоправданно больших доходов страны из-за высокой цены на нефть люди не только привыкли к хорошей жизни, но и утратили способность самостоятельно и эффективно решать проблемы. "Но больше всего человек пытается не столкнуться с внутренней реальностью. Она заключается в том, что люди не способны функционировать автономно – решать проблемы самостоятельно. Поэтому они пытаются заниматься чем-то доступным, чтобы справиться с тревогой, и шопоголизм стал одним из способов успокоить себя", – подчеркнул Андрей Бабин.

Вместе с тем предыдущий опыт экономических неурядиц все же смог научить россиян подходить к проблемам более взвешенно, хотя проблемы тут, как показала практика, все же остаются. "У обычного жителя, имеющего обыденные представления об экономике, модель поведения в кризис строится на пережитом опыте. Причем человек опирается не на развернутое системное понимание кризиса, а на локальные примеры. Но опыт, который был раньше, не гарантирует успешной адаптации к новым условиям. Ведь кризис каждый раз развивается по новому сценарию. Примеров иррационального поведения сейчас встречается намного меньше, чем в 2008 году, когда события развивались более стремительно", – заметил старший научный сотрудник кафедры социальной психологии МГУ Андрей Онучин.

Для того чтобы избежать покупки "ненужного хлама", психолог посоветовал посещать магазины только с четким планом покупок. Кроме того, немаловажно хотя бы на время отказаться от использования кредитных карт, чтобы не залезать во время бездумных трат в долги. Можно также откладывать покупку на потом, не совершать ее в тот же день, когда появилось такое желание, благо экономическая ситуация позволяет делать так.

"Нужно хотя бы одну ночь "переспать" желание купить что-то. У нас сейчас не война, у нас нет коллапсирующей инфляции, когда зарплату выдают по два раза в день. Риск подорожания, естественно, есть, но человек, совершающий покупки, не должен покупать здесь и сейчас. Задача спонтанно покупающего – остановить себя сейчас и прийти за покупкой завтра, уже с разумным пониманием, какой товар действительно нужен и можно ли его финансово потянуть", – объяснил Андрей Онучин.

Шоу-бизнес в Telegram