Новые иномарки опять дорожают

Правительство намерено поднять пошлины на новые импортные автомобили до 35%. Однако уже к 2012 году, по условиям вступления в ВТО, пошлины будут составлять всего 5–10%. К этому времени российские автопроизводители должны либо стать конкурентоспособными хотя бы внутри страны, либо навсегда уйти с рынка, пишут "Новые известия". Чтобы выжить, предприятия российского автопрома должны сделать практически невозможное. Им предстоит не только провести радикальную модернизацию производства, сменить модельные ряды, но и резко улучшить качество продукции, заодно значительно снизив на нее цены. Да и фон будет неблагоприятным: по предложению Министерства промышленности и энергетики РФ пошлины на импортные комплектующие будут снижаться до 3%. Зато такая перспектива, несомненно, привлекательна для потребителей – отечественные авто, если таковые вообще останутся, обязаны будут продаваться намного дешевле импортных, которые в свою очередь тоже станут более доступными.

С 90-х годов основными конкурентами отечественных машин были и остаются подержанные иномарки. По мнению подавляющего большинства автолюбителей, качество даже семилетней "японки" или "немки" на порядок выше любой только что сошедшей с конвейера отечественной модели. К 2000 году российским автогигантам грозил кризис перепроизводства. Вот тогда правительство и приступило к разработке концепции развития отечественного автопрома.

Концепция была обнародовано летом 2002 года. Никто из ее разработчиков не скрывал: интересы автолюбителей – дело десятое, главное – спасти отрасль. Спасательным кругом стало прежде всего изменение ставок ввозных таможенных пошлин на импортные машины. С тех пор ставка для подержанных автомобилей установлена на уровне 35%, для новых – 25%.

Нельзя сказать, что принятые меры вовсе не принесли результатов. По предварительным данным за 2003 год, объемы реализации отечественных авто существенно выросли. Однако, как пояснил "Новым Известиям" авторитетный источник в Минэкономразвития, российские автопроизводители использовали дарованное им сверху преимущество исключительно для того, чтобы поднять цены и переложить свои проблемы на плечи потребителей вместо того, чтобы снижать издержки и повышать качество продукции. С такой оценкой нельзя не согласиться: соотношение цена–качество как было, так и остается самым слабым местом наших автомобилей.

Справедливости ради стоит признать, что политика заградительных пошлин имела и положительный эффект. Высокие пошлины защищают не только отечественных производителей, но и совместные производства с зарубежными автостроителями. В итоге западные концерны более пристально присмотрелись к нашему рынку. Итогом сотрудничества стали вполне успешные проекты.

За счет того, что сборка иномарок ведется в России, цены на некоторые из них пониже, чем на зарубежные аналоги. Эксперты считают, что растущий спрос на "русские" иномарки должен стимулировать иностранные компании прочнее закрепляться на нашем рынке.

На качество вроде бы и нет больших нареканий, но машины, сошедшие с конвейера в конце месяца или в день зарплаты, покупать все равно опасаются. Мелочь, казалось бы, коврик. Но "родной" на том же Ford служит долго, а если достался отечественный – сотрется через полгода. А потому самый задаваемый владельцам "русских" иномарок вопрос: не страшно?

Грядущее поднятие пошлин на иномарки до 35% российская автомобильная промышленность уже воспринимает как данность. Однако больших перспектив, связанных с этой мерой, генералы автопрома для себя не видят. По словам председателя совета директоров Объединения автопроизводителей России Вадима Шевцова, такое повышение окажется совершенно неэффективным с точки зрения привлечения инвестиций. По расчетам аналитиков объединения, реальный эффект даст повышение тарифов до 70–80%, как это было сделано в других странах. К примеру, в Японии и США в период кризиса их автопромышленности пошлины доходили до 100%.

Логика здесь проста: солидные инвестиции в отрасль идут тогда, когда рынок защищен. Иными словами, чтобы вложить деньги, нужно быть уверенным, что произведенный продукт непременно будет продан. Без этого условия дополнительных денег, необходимых для качественного рывка автомобильной отрасли, никто не даст. А без них выживание невозможно.

По мнению специалистов, предлагаемое Минэкономразвития увеличение пошлины на 10% приведет лишь к очередному росту цен для потребителей, но не сможет подорвать спрос на импортные автомобили, а значит, и не увеличит интерес иностранных инвесторов к развитию российского автопрома. Эксперты отмечают еще один любопытный факт: по нормам вступления в ВТО мы могли договориться с Евросоюзом и о ставке пошлин в размере 50%. Однако никто из чиновников МЭРТ так и не объяснил, почему Россия сама снизила планку до 35%.

Между тем инвестиций, что запланированы на ближайшие годы нашими крупнейшими автопроизводителями (АвтоВАЗ, ГАЗ и РусПромАвто), хватит лишь на обновление устаревающего модельного ряда, а не на требуемое увеличение в разы производственных мощностей и уж тем более не на безотлагательный скачок качества. Так что из тех 4 миллионов машин, что будет требовать российский автомобильный рынок через восемь лет, отечественные производители при нынешних темпах роста производства и финансирования смогут дать в самом лучшем случае не больше трети. Качество автомобилей при этом не изменится, потому о выходе на внешние рынки, даже самые нетребовательные, придется забыть.

Впрочем, нет гарантии, что лет через десять последний сошедший с конвейера российский автомобиль не займет свое почетное место в политехническом музее.

ДНИ в Telegram