Фальшивка класса "люкс"

Подделка товаров класса "люкс" и их реализация давно стала в России одним из самых доходных видов криминального бизнеса. При этом контрафактные предметы роскоши поступают не на черный рынок, а в дорогие бутики и торговые центры. Как пишут "Новые известия", торговля "левыми" швейцарскими часами, немецкими автозапчастями, французскими духами, кубинскими сигарами, дизайнерской одеждой и драгоценностями приносит хозяевам элитных магазинов солидные прибыли

Индустрия "фэйка" (от английского fake – подделка) всерьез конкурирует с оборотами легальной продукции. По данным Комитета торгово-промышленной палаты РФ по безопасности и предпринимательской деятельности, доля фальсифицированной продукции в отдельных секторах российского рынка в прошлом году достигала 80%. При этом "поддельщики" развивают свой бизнес параллельно с официальным. Они постоянно улучшают качество товаров, иногда достигая полной идентичности с оригиналом. В МВД РФ очень осторожно оценивают убытки только ведущих отечественных и зарубежных правообладателей на территории России в $1,5 миллиардов в год. По данным Высшей школы экономики, потери госбюджета от потока контрафактной продукции составляют около $30 миллионов. Убытки компаний – более 18% от оборота. Это довольно внушительная цифра, однако не все бизнесмены заинтересованы в борьбе с производством фальшивых товаров.

Выгода от торговли подделками сравнима с доходами от продажи наркотиков и оружия. Чистая прибыль может составлять до 1000%. Понятно, что перед таким искушением не могут устоять многие владельцы магазинов. Действительно, продать "паленый" свитер Burberry или джинсы Armani (с себестоимостью до $50) за $500–600 куда приятнее, чем оригинальную продукцию с магазинной наценкой в 10%. Именно поэтому в большинстве компаний, связанных с люксовыми товарами, отказались разговаривать с журналистами, едва заслышав, о чем идет речь. Во-первых, информация о подделках торговой марки вредит имиджу фирмы. Во-вторых, никто не хочет раскрывать собственную причастность к распространению "фэйка". Хотя, казалось бы, наоборот, добросовестные продавцы должны бороться с контрафактной продукцией. Но у русского бизнеса свои особенности.

"Ошибочно считать, что объектом подделок являются только продукты, простые в производстве, которое к тому же не требует больших затрат, – говорит председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – Производители контрафактной продукции зарабатывают на использовании торговых марок. В изготовлении поддельного алкоголя или поддельных сигар они могут использовать сырье, качество которого ничем не отличается от оригинала, даже упаковка может быть абсолютно идентичной, но затрат на производство этой продукции потребуется куда меньше – не надо вкладывать деньги в рекламу уже и без того раскрученной марки. А ведь именно маркетинговая компания требует денежных вложений, порой гораздо больших, чем само производство. Поэтому подделываются именно те продукты, которые переоценены на рынке. Это в основном "товары для богатых". И выигрывают эти фальшивки не только за счет высокой репутации товарных брендов, но и за счет того, что подделки, рассчитанные на состоятельных покупателей, продаются в респектабельных магазинах. Год-два назад, когда у каждого метро, как грибы, начали расти торговые центры, подделки можно было запросто встретить на каждом шагу, причем продавались они совершенно открыто. Сейчас сложнее – объемы лицензионной торговли растут, и крупным сетевым магазинам просто невыгодно портить репутацию. Хотя лазейки, несомненно, найти можно".

Существуют несколько российских интернет-магазинов, специализирующихся на продаже "высококачественных копий" швейцарских часов за $150–300. Они производятся в Юго-Восточной Азии и действительно мало чем отличаются от настоящих. Но здесь все честно: продавцы заранее предупреждают, что хронометры поддельные. "Отличие от оригиналов – в отсутствии драгоценных материалов и в месте изготовления", – предупреждают интернет-сайты.

Но существует и узкий сектор ультрадорогих фальшивок. И здесь уже никаких предупреждений нет. В 2002 году сотрудники столичного УБЭПа обнаружили в самом центре Москвы – в ЦУМе – ювелирный магазин, где помимо поддельных украшений продавали и фальшивые часы Rolex и Cartier. Их корпуса были отлиты из чистого золота и украшены бриллиантами. Однако при себестоимости в $2 тысячи их продавали по цене от $20 тысяч до $50 тысяч. Партия изъятых милиционерами часов потянула на $1 миллион. Мошенники закупали их в США и через Израиль привозили в Москву. По заключению экспертизы, в дорогой корпус этих часов был вделан механизм, который применяется для одноразовых часов, выпускаемых для детей и бесплатной раздачи во время рекламных акций. Бриллианты также оказались низкого качества. В России их используют в технических целях.

"Конечно, подобные часы были рассчитаны на дилетантов с шальными деньгами или богачей из северных регионов, – рассказал пресс-секретарь московского УБЭПа Филипп Золотницкий. – Обычно продавец им говорил: "Только для вас у нас есть настоящий Rolex. Часы привезли, минуя таможню, и поэтому они стоят дешевле, чем в специализированных бутиках". Пока подобное "произведение часового искусства" не ломалось, их владелец мог вообще не знать о том, что оно фальшивое. К тому же даже в Москве можно по пальцам посчитать часовых экспертов, которые смогут распознать подобную подделку. Что уж говорить о глубинке?"

Расплодившиеся в последнее время часовые бутики редко могут предоставить подлинные документы на продаваемый товар. Впрочем, это не обязательно связано с тем, что часы фальшивые. Часто какой-нибудь Franck Muller или Breguet завозится в Россию без уплаты всяких пошлин, в ручной клади. Сопроводительные документы готовятся уже здесь, в России. Разумеется, в таком случае никто не может дать подлинной гарантии, предоставляемой швейцарскими часовыми мастерами. И узнать, купили вы настоящие Omega или китайскую подделку, будет невероятно сложно.

Бутики, торгующие дизайнерской одеждой и дорогой обувью, также не остаются в стороне от этого бизнеса. Одни продают как подлинные вещи, так и аналогичные подделки, сшитые в соседнем подвале десятком трудолюбивых вьетнамцев. Другие покупают лицензию на продажу одного вида одежды, скажем, брюк от именитого дома моды, а продают все подряд: куртки, шубы, рубашки и носки с соответствующими "лейблами". Где все это производится на самом деле – неизвестно. Третьи выставляют на продажу откровенный "фэйк", не заботясь о приличиях. Все зависит от наглости продавца и места расположения магазина. Впрочем, наткнуться на фальшивку можно и в любом центральном универмаге или торговом центре Москвы. Объем подделок в люксовом сегменте рынка одежды и обуви составляет до 60%.

ДНИ в Telegram