"МиГи" и "Су" могут исчезнуть

В России будет создана единая национальная авиастроительная компания. Этот авиационный монополист будет выпускать как гражданские, так и военные самолеты. В ее состав войдут компании "Сухой", МиГ, "Ильюшин", "Иркут", "Яковлев", "Туполев". Однако инициаторам ЕНАК, возможно, придется отказаться от всемирно известных брэндов объединяемых компаний. В пятницу руководитель Федерального агентства по промышленности (ФАП) Борис Алешин сообщил, что Михаил Фрадков одобрил концепцию создания единой национальной авиастроительной компании (ЕНАК), пишет "Коммерсантъ". Создать ЕНАК Борис Алешин предлагал еще в бытность вице-премьером. Осуществление этого плана осталось одним из приоритетов его деятельности уже на посту главы ФАП. По его мнению, компания, объединившая ресурсы авиастроительных фирм, позволит исключить внутреннюю конкуренцию между авиапроизводителями, отказаться от однотипных программ и упрочить позиции России на внешнем рынке. По оценкам ФАП, ЕНАК могла бы успешно конкурировать с зарубежными авиастроителями, отвоевав себе не менее 10% мирового рынка авиационной промышленности, оцениваемого экспертами в $1,7 трлн. По информации "Коммерсанта", создавать ЕНАК предлагается в два этапа. На первом предполагается провести реструктуризацию авиастроительных предприятий, создать частно-государственный консорциум участников и его управляющую компанию, доля государства в которой составит от 25,5 до 51%. На втором этапе будет образована корпоративная структура в виде холдинговой компании с единой акцией всех вошедших в нее компаний. Для этого существующие федеральные самолетостроительные госпредприятия будут акционированы. В федеральной собственности планируется оставить от 25,5 до 51% акций компании. "Ранее мы планировали завершить процесс создания компании до июля 2005 года. Но произошла задержка, и теперь нам придется торопиться,– сообщил Борис Алешин.– Однако сначала должно быть подписано соглашение между компаниями, должна быть проведена оценка активов и создана управляющая компания". Согласно концепции ЕНАК, ее структура будет включать несколько бизнес-единиц – "Гражданская авиация", "Военно-транспортная авиация", "Военная авиация", "Узлы и компоненты". Во главе ЕНАК будет стоять управляющая компания. К идее создания ЕНАК авиастроительные фирмы России изначально отнеслись неоднозначно. Ее полностью поддержал президент частной корпорации "Иркут" Алексей Федоров. Гендиректор АХК "Сухой" Михаил Погосян отнесся к ЕНАК более осторожно, потребовав разъяснить цель ее создания: "Ради чего, с какими целями, программами и ресурсами будет проходить эта консолидация". Глава корпорации МиГ Валерий Торянин выступил с критикой проекта и предложением отложить акционирование МиГа. Видимо, из-за этого в сентябре господин Торянин был уволен, а на его место назначен глава "Иркута" Алексей Федоров. Тогда же Борис Алешин заявил, что создание единой компании начнется в 2005 году с объединения МиГа и "Иркута". Опрошенные изданием гражданские авиастроители концепцию создания ЕНАК поддержали с оговорками. "Мы не против,– заявил директор по общим вопросам ОАО "Туполев" Александр Затучный.– Нужно консолидировать усилия, чтобы не тратить средства на дублирующие друг друга проекты. Зачем выделять средства на RRJ, если уже есть летающие Ту-334 и Ан-148?" "Идея очень правильная, но пока в ней нет стержня – нескольких крупных программ, вокруг которых произошло бы объединение всей отрасли,– подчеркну гендиректор лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" Александр Рубцов.– Нужно понимать, что создание единой компании не панацея. Одновременно с этим нужно решить вопросы реструктуризации каждой из компаний, создания системы лизинга, сбыта и послепродажного обслуживания самолетов и их компонентов". Практически все руководители авиастроительных предприятий сходятся на том, что создание единой компании может занять не один год. "Одна оценка имущества компаний, как показывает практика, может занять год и более,– заявил "Коммерсанту" источник в компании 'Сухой'.– Очень сложно будет также провести оценку интеллектуальной собственности. Это особенно актуально для полугосударственных компаний, где предстоит определить, какой процент составляет госсобственность в интеллектуальной составляющей". Участники рынка отмечают еще как минимум два негативных последствия готовящегося объединения. Во-первых, с учетом того, что в перспективе планируется создание единого конструкторского бюро, инициаторам ЕНАК придется отказаться от всемирно известных брэндов объединяемых компаний – скорее всего, они останутся только до завершения уже реализуемых проектов. Во-вторых, создание монопольной структуры, подконтрольной государству, приведет к тому, что выбор проектов будет осуществляться вовсе не рыночным путем, зато внутри ЕНАК конкуренция между проектами, наоборот, будет слишком сильной, что не поспособствует стабильной работе компании.

ДНИ в Telegram