Старинная дубовая дверь ведет в кабинет директора прямо из Итальянского дворика, который напоминает внутренний дворик флорентийского палаццо Барджелло и украшен копией статуи Давида.
"Я вижу, как люди часто заглядываются на дверь, пробуют туда войти, – рассказала Марина Лошак. – Думала сделать в двери глазок, чтобы все желающие могли туда заглядывать. Но было жалко дверь, которая стоит тут уже более ста лет. В итоге мы решили открыть это пространство, сделать музей для людей более открытым".
Изначально директорский кабинет в Пушкинском – комната с семиметровыми потолками и огромными, сохранившимися с 1912 года окнами. Но Марина Лошак попросила художника Александра Бродского переосмыслить и наполнить это казенное пространство, вдохнуть в него жизнь, превратить в художественное высказывание.
В итоге кабинет был поделен на две части и полностью преобразился. Нижняя – это "концентрат" музея с его атрибутами, темное пространство, лабиринт из шкафов и стеллажей с предметами искусства. В старых витринах чего только нет: восточные тюбетейки, осколки древних сосудов, слепки с египетских статуэток и даже коллекция… рыбьих пузырей!
Копия картины Брейгеля, длинный антикварный стол со стульями, за которым директор проводит совещания. Тут же, среди сокровищ и древностей, стоят стеллажи с альбомами по искусству и компьютеры. Сотрудники музея работают и, кажется, не замечают, что их рабочее прежде помещение теперь стало арт-пространством.
Появившийся теперь второй этаж – место концептуальное. Это пустая, ярко освещенная комната с одиноким письменным столом и стулом, личными вещами Марины Лошак – платьем, западноукраинской иконой на стекле из ее же домашнего собрания (она коллекционирует головные уборы и предметы наивного искусства). Белоснежную стерильность места нарушает только свисающая почти до пола люстра.
Посмотреть на все это можно, записавшись на сайте. Правда, открывать директорский кабинет планируется всего дважды в неделю и для ограниченного круга – не более восьми человек за сеанс. Стоит поспешить – в нынешнем виде проект будет существовать около трех месяцев, потом другой художник переосмыслит пространство.
А в 2021 году основное здание музея будет закрыто на реставрацию. К этому времени, по словам Лошак, появится новое здание депозитария, выставочное пространство для произведений импрессионистов и постимпрессионистов, реставрационный центр, галерея старых мастеров и научно-информационный центр "Дом текста".