4 столпа театральной революции

Фото: Алексей Лерер
Мало кто знает, что в Москве вот уже год как готовится тихая театральная революция: 26 января 2015 года в Москве состоится торжественная церемония открытия Электротеатра Станиславский.

Первым спектаклем нового театрального сезона станет премьера выдающегося греческого режиссера Теодороса Терзопулоса "Вакханки". До июля 2015 года Электротеатр представит еще пять пример: "Анна в тропиках" Александра Огарева, "Человеческое использование человеческих существ" Ромео Кастеллуччи и три постановки Бориса Юхананова – спектакли "Синяя птица", "Стойкий принцип" и оперный сериал "Сверлийцы". Дни.Ру решили подробнее рассказать о каждом из столпов театральной революции, постановки в которых ни в коем случае нельзя игнорировать, и тех изменениях, которые происходят в Электротеатре. Магический пейзаж Российский режиссер и теоретик театра Борис Юхананов – фигура знаковая, один из живых классиков, ему давно ничего и никому не нужно доказывать. Режиссер представил сотни постановок по всему миру, пока не оказался в "заколдованном царстве" под названием Электротеатр Станиславский. "Я не стал делать никаких громких заявлений с собиранием труппы, я поговорил с каждым артистом лично. И за две недели я понял, какие разные, уникальные, неожиданные люди находятся в этом заколдованном царстве, заколдованной деревушке. И сразу стало понятно, что это совершенно драгоценная территория, рождавшаяся, накапливавшаяся год за годом. И в магическом этом пейзаже с 50-х гг. наслаивались разные школы, которые существовали, как потенциал. И я мгновенно понял, что это большая драгоценность, и надо сохранить всех людей, что совпадало и с моими человеческими намерениями", – рассказал Юхананов в эксклюзивном интервью Дням.Ру. Полную версию нашего разговора с режиссером читайте на следующей неделе.
Фото: facebook.com/stanislavskydrama
Театральный Олимпиец Греческий режиссер председатель Международного Комитета театральной Олимпиады, основатель Международного собрания античной драмы в Коринфе, основатель театральной группы "Аттис" Теодорос Терзопулос является одним из самых востребованных и уважаемых мастеров: методики и находки его труппы преподаются в театральных школах в 30 университетах по всему миру. В Москве Терзопулос представит классическую древнегреческую трагедию Еврипида "Вакханки", рассказывающую о фиванском царе Пенфее, притеснявшем культ Диониса и ставшем жертвой обезумевших вакханок. "Как найти меру дозволенного? Мы находимся в постоянном поиске этой божественной меры. И не только сильные мира всего, но и каждый из нас несет за это ответственность… Мы, художники, должны показать истинное, реальное величие человека", – не раз обращал внимание режиссер.
Теодорос Терзопулос. Фото: attistheatre.com
Итальянская "рутина" Итальянский режиссер, основатель театральной компании Socìetas Raffaello Sanzio Ромео Кастеллуччи всегда выступал за синтез театрального действия и перформанса, "возвращение" на сцену тела актера, соединение авторской задумки и импровизации. Так, спектакль Tragedia Endogonidia менялся в каждом из 10 городов Европы, где выступала труппа. Опера "Орфей и Эвридика", которая исполнялась в театре, одновременно звучала в наушниках у пребывающей в коме девушки, а ее изображение в прямом эфире проецировалось на экран. Но эти ходы для Кастеллуччи не самоцель: каждый спектакль режиссера – это иллюстрация важного для автора тезиса о современном мире и человеке XXI века. "Сочинение спектакля – каждодневный рутинный труд. Я никогда не работаю над "проектом", нет цели осуществить какой-то конкретный замысел. Просто день ото дня коллекционирую ощущения и впечатления, записываю их в толстую тетрадку: звуки, голоса, обрывки фраз, то, как падает свет. Рано или поздно, перечитывая эту тетрадку, становится понятно, что одни образы и явления куда более сильны, чем другие. Они складываются в созвездия, указывающие траекторию, по которой следует двигаться дальше. В этот момент очень важно определить финальную точку маршрута – найти название будущего спектакля", – замечает Кастеллуччи.
Фото: GLOBAL LOOK press
"Дым с ароматом любви" Выпускник воронежского Института искусств и ГИТИСа, режиссер-постановщик Школы драматического искусства Александр Огарев уделяет большое внимание зарубежной драматургии. Так, Огарев выпустил спектакли "Стеклянный зверинец" Теннесси Уильямса и "Парящую лампочку" Вуди Аллена. Теперь же Огарев обратился к творчеству кубино-американского драматурга Нило Круза, в 2003 году удостоенного Пулитцеровской премии. Действие пьесы разворачивается в 1929 году в небольшом провинциальном городе Флориды. В центре повествования – маленькая семейная фабрика по ручному производству кубинских сигар. Процесс скручивания табачных листьев в сигары традиционно сопровождается чтением любовных романов, чтобы любовь через руки работниц фабрики пропитывала каждую сигару, в чем и заключается секрет непревзойденного качества кубинских сигар. "В провинциальном театре я старался выжать из публики аплодисменты – это тупиковый путь. А здесь (в Школе драматического искусства – прим.) мы занимаемся тем, что ценилось еще со Средних веков, – изучаем мастерство. И я готов поделиться им с теми, кто занят в моих репертуарных спектаклях, – в этом и состоит мой кайф", – заметил Огарев.
Фото: teatrpushkin.ru

ДНИ в Telegram