Как построить коммерческий театр

Дмитрий Богачев. Фото: GLOBAL LOOK press/Anatoly Lomohov
Буквально на днях продюсер, генеральный директор театральной компании "Стейдж Энтертейнмент" Дмитрий Богачев стал членом Лиги Бродвейских продюсеров. По случаю этого события и в преддверии выхода ледового мюзикла "Аладдин и Повелители огня" и ледового шоу "Ледниковый период" Дни.Ру побеседовали с господином Богачевым о коммерческом театре, зрителе как единственном судье и переломных моментах в истории российской развлекательной индустрии.

Вы получили официальное приглашение вступить в Бродвейскую лигу, объединяющую профессионалов и театральных деятелей, которые работают непосредственно на Бродвее. По сути, Вы стали первым иностранным членом Бродвейской лиги за 84 года ее существования. Это ваше достижение за конкретный проект, или что-то большее? Это определенное признание профессионального бродвейского сообщества по итогам 15 лет усилий, направленных на развитие в России коммерческого театра и продвижение стандартов бродвейских мюзиклов. Недавно с Катей Гусевой сидели и вспоминали, как начинали "Норд-Ост" в 1999-2000 годах, когда никто ничего толком о мюзиклах не знал. С тех пор пройден огромный путь! А чем вы гордитесь сейчас больше всего? Мне довелось стоять у истоков нового в тот момент для российской культуры явления – коммерческого театра, который функционирует исключительно на собственные средства, вырученные от продажи билетов, если уж совсем упрощать. Вопреки преобладающему тогда скепсису театральных деятелей, критиков и журналистов, мне удалось построить бизнес и отладить творческие, постановочные, финансовые и коммерческие процессы таким образом, что прокат постановок – неважно, театральных ли мюзиклов, музыкальных спектаклей или ледовых шоу – стал окупать вложенные средства и приносить прибыль. Это то, что отличает любое коммерческое предприятие, будь то производство автомобилей или авиаперевозки, от любых некоммерческих инициатив.
Таким образом, появилась форма существования театра, независимого от государства, спонсоров, меценатов или других источников финансирования. Такая форма дает нормальную свободу творчества и предпринимательства, когда не нужно ни о чем просить чиновников, получать телефонные инструкции сверху, что-то с кем-то непрерывно согласовывать. Единственными критериями, ограничивающими полет творческой фантазии, являются оценка зрительских предпочтений и вполне связанный с этой оценкой расчет окупаемости. Впрочем, это, наверное, и есть задача продюсера – угадать, что хочет зритель. У меня это пока получается: последние семь лет мы из года в год приносим прибыль. Вы можете назвать переломные моменты на этом пути? Этапных моментов было несколько. Началом стал мюзикл "Норд-Ост", затем последовал "12 стульев" – хороший, но не очень успешный проект, после которого я пересмотрел свои приоритеты. CATS стали моей первой серьезной международной постановкой, которая, к слову, оказалась финансово неуспешной. Затем последовал мюзикл MAMMA MIA!, два года проката которого принесли скромный положительный результат. Но, начиная с "Красавицы и Чудовища" в 2008 году, наблюдается непрерывный подъем: ежегодные новогодние ледовые мюзиклы в Лужниках, второй театр в самом центре столицы, вторая арена для новогодних постановок в Олимпийском. Все это требует серьезной мобилизации, но обеспечивает быстрый рост. Только за этот сезон наша аудитория выросла до полутора миллионов зрителей – такое количество билетов мы должны продать за неполный год. Надеюсь, рост будет продолжаться и дальше.
А как сказались последние кризисные факторы на вашем бизнесе? Последние три года развитие было особенно бурным. В 2015-16 года придется вести себя более консервативно и стабилизировать достигнутое на фоне кризисных явлений, которые могут стать для многих фатальными. Но, всякий кризис – это повод задуматься и осмотреться, пересмотреть приоритеты, мобилизовать ресурсы и выйти на новый уровень. Кроме того, у кризиса есть еще один положительный аспект – санитарное оздоровление: загибаются неэффективные предприятия и те, что существуют лишь за счет связей и административного ресурса, учреждения, паразитирующие на бюджетных дотациях и госзаказах испытывают трудности в связи с сокращением последнего, исчезают те, кто не умеет работать на результат и не выдерживает конкуренции, которая в период кризиса будет особенно острой – люди будут тщательно выбирать, как организовать свой досуг, и тратить деньги только на уникальное, самое лучшее и качественное.
Давайте подробнее поговорим о ледовых шоу и ледовых мюзиклах. В чем их отличие от традиционных мюзиклов? Несколько лет назад мы, по сути открыли новый жанр, не существующий ни в России, ни за рубежом. Ледовые мюзиклы – это не балет на льду, который построен исключительно на хореографии, не ледовое шоу, в котором, как правило отсутствует сюжетная линия и практически нет вокальных номеров, и не фигурное катание, где главным аспектом является состязание спортсменов или демонстрация их мастерства. В ледовых мюзиклах, как и в традиционных театральных, главными и определяющими являются увлекательный сюжет и выразительный музыкальный язык, включая ансамблевые и сольные вокальные номера. Все остальное: хореография, художественное оформление, эффекты, трюки и все прочее, подчинено главному – рассказу. Главное же отличие от театрального мюзикла – ледовая арена вместо сцены, открывающая уникальные возможности масштаба постановки, динамики действия, высоких скоростей. Фигурист на льду преодолевает за мгновения расстояния в разы превышающие размеры театральной сцены. Чем отличается ледовый мюзикл от ледового шоу или цирка на льду? По своей структуре ледовое шоу – это, как правило, ревю, несколько номеров, не связанных между собой сюжетом, разве что, общей концепцией. Здесь нет вокальных партий, музыка носит вторичный характер: упор делается на фигурное катание и хореографию, в последнюю очередь – на действие и сценографию. Ледовый мюзикл – это полноценный спектакль, целостная постановка, история с сюжетом, драматургией, которая сопровождается музыкой от начала и до конца. Именно музыка является главным драйвером действия, без нее ледовый мюзикл просто развалится. Наконец, мы не ставим эффекты ради эффектов: это не цирк, цель которого – удивить зрителя во что бы то ни стало. Вторую часть интервью с господином Богачевым читайте на нашем сайте завтра, 25 декабря.

Шоу-бизнес в Telegram