Это не глупая комедия, не фестивальная "клюква", похожая больше на гротеск, чем на реальную жизнь, и даже не сопливая мелодрама, хотя романтики в фильме хоть отбавляй.
Скорее исключение, чем правило, и в то же время мэйнстрим, массовый и понятный. Кажущийся незамысловатым и претендующим на реализм сюжет здесь обрастает таким количеством деталей и нюансов, сдобрен такой щедрой порцией юмора, сарказма и парадоксов, что
получается даже слишком нарядно, насыщенно и фантасмагорично. Такое чувство, что
Меликян решила в два часа уместить семь лет режиссерского затворничества, вывалив на зрителя такой ворох впечатлений, что остается послевкусие как после слишком сладкого торта. И это, пожалуй, единственное, за что можно упрекнуть режиссера. В остальном же кино получилось очень качественным и однозначно рекомендованным для просмотра тем, кто устал от банальности российского кино.
Хотя бы потому, что
в фильме почти нет российских звезд – на главные роли Меликян выбрала неизвестных отечественному зрителю Тинатин Далакишвили, Северию Янушаускайте и Павла Табакова.
Амплуа у них тоже совсем не банальные: неуклюжая юная актриса Маша, обделенная талантами, но награжденная невероятной любовью к жизни, жена олигарха, высокомерная и циничная Вика, внезапно оказавшаяся на грани смерти и ее замкнутый приемный сын-подросток Костя, играющий в нон-конформиста и отвергающий папины миллионы. Такие разные и настолько гротескные, что, кажется, смесь должна получиться взрывной. А
получается трогательная история о неисповедимости любви и об уязвимости всего нашего существования, что, конечно, возможно только в кино.
А еще потому, что
у фильма довольно удачный саундтрек. Который где надо, расставит акценты, а где-то будет просто фоном, не отвлекающим от просмотра. И потому, что
думать зрителю все же придется. Здесь такое количество стеба над реалиями современного общества и его стремлениями, такая порция презрения к обстоятельствам и стереотипам, что невольно задумываешься над тем, как и зачем ты живешь. Эта
картина – настоящее торжество любви к жизни и, прежде всего, к людям. Все герои, сначала вызывающие у зрителя отторжение, рано или поздно словно вылупляются из скорлупы и демонстрируют удивительной широты душу, способную любить и сострадать. В этом фильме каждый достоин жизни, и даже Костя, пытающийся совершить самоубийство, терпит фиаско. Меликян этим фильмом как будто кричит: "Живите! Живите несмотря ни на что! Живите и не ждите далекого счастья и светлого будущего.
Цепляйтесь за жизнь что есть силы и любите, потому что иначе и смысла нет".
Зрителям такая смесь не могла не понравиться. Так и вышло – с предпремьерного показа за два часа никто из гигантского зала не вышел.
Удивительно цельное кино до последнего держит в тонусе, лихо переключая регистры с фарса на социальную драму, с трагедии на комедию. Критики картину, впервые показанную в этом году на "Кинотавре", встретили тоже довольно тепло – ей достались призы "За лучшую режиссуру" и "За лучшую женскую роль". Отметили работу Меликян и на других фестивалях. Получит ли кино успех в прокате, станет ясно после 4 декабря. Пока же можем честно сказать, что кино с девизом "Любовь достойна жизни. Жизнь достойна любви" достойно и жизни, и зрительской любви, и получает от редакции
Дней.Ру восемь баллов из десяти.
***
Отечественные звезды, побывавшие на предпремьерном показе, высказали свои впечатления о фильме.
Александр Олешко, актер Боже мой, потрясающий фильм! Какое счастье, когда не надо врать и можно честно говорить, что это потрясающее кино! Замечательный актерский состав. Удивительная идея, сценарий, режиссура, вот все. У меня такой восторг, когда ты уносишь вместе с собой это кино в своем сознании. Такой шлейф, который тебя не оставляет. Это настоящее счастье. Мне очень хочется, чтобы этот фильм увидели как можно больше людей, потому что в нем столько юмора, боли, всей нашей жизни, достоинства, в нем есть все! У меня только искренние и самые возвышенные чувства благодарности к тем, кто создавал этот замечательный фильм. К каждому герою, представленному здесь, свои симпатии, антипатии, потом опять симпатии, а потом бесконечная просто любовь. Мы же видим трансформацию каждого персонажа. Видите, женщины выходят со слезами на глазах. Могли ли мы подумать, что все так закончится? Это самое удивительное, когда ты не можешь предсказать, что там дальше.
Марина Зудина, актриса Мне фильм очень понравился. До слез. Аня попала в болевые точки в сегодняшнем дне. Меня задела тема, что люди, бывает, имеют все, но не умеют быть счастливыми. И бывают люди, у которых фактически нет даже возможности полноценно существовать, зная, что они обречены, но они умеют быть счастливыми. Это очень современно, актуально. Режиссер удивительный музыкальный ряд создала. Музыкальные темы здесь очень хорошие. Многое узнаваемо в фильме. Соединена различная социальная среда, и мне очень понятны какие-то вещи, мне это близко. Бывает совсем социально неблизкое кино, смотришь и понимаешь, что это не имеет отношения ни к тебе, ни к тем людям, которые тебя окружают, и тем проблемам, которыми живешь ты и люди, с которыми ты общаешься. Все-таки это кино для очень многих слоев, потому что каждый находит что-то свое. Анна для зрителей сняла этот фильм, это авторское достаточно сложное кино, но оно будет понятно зрителям, что очень важно.