Одна из самых харизматичных и самобытных групп России – "Мельница" – готовится к концерту в
в клубе Stadium Live 25 октября. В преддверии этого события
Дни.Ру взяли интервью у фронтвумен группы
Хелависы.
Бытует мнение, что с годами песни пишутся труднее, но лучше. Вы чувствуете это на себе? Я думаю, что с годами постулат Гете насчет таланта и работы ощущается более четко. Необходимо "не позволять себе лениться", нужно постоянно находиться в атмосфере творчества, нужно шлифовать свои духовные и душевные орудия, нужно писать, писать, писать, чтобы в итоге что-то из этой писанины стало вечностью.
"Мельница" на сцене уже 15 лет. Как изменился портрет ваших слушателей за это время, ваша аудитория? Аудитория очень расширилась. Те юные слушатели, что были с нами 10-15 лет назад, выросли вместе с нами, обзавелись семьями и детьми, привели на концерты своих родителей и малышей; с другой же стороны, пришли новые такие же 15-летние, которые приводят на региональные концерты бабушек и дедушек. Так что мне сдается, что аудитория "Мельницы" – вневременная категория.
Где Вы больше предпочитаете выступать: в крупных клубах или небольших залах? Как Вы относитесь к рок-фестивалям, где зачастую выступают группы, играющие в совершенно разных стилях? Я немножко клаустрофоб, так что для меня – чем больше пространства и высокого потолка, тем лучше. Оупен-эйр с выполненным техническим райдером – вообще идеально. Рок-фесты ставят перед командой колоссальную и очень приятную задачу – выдать за свои 30 минут выступления максимум потенциала. Тут нужно и сработать на этот самый гигантский оупен-эйр, созвать к себе аудиторию, и показать лучшие аспекты своего творчества, и сделать это еще в некоей динамике выступления, чтобы сам сет группы выглядел и вспоминался потом слушателям как мини-концерт.
Как Вы относитесь к закону о запрете мата на концертах, принятому не так давно? Да никак не отношусь. Я филолог, при желании могу достаточно витиевато выражаться с использованием обсценной лексики, при этом никогда со сцены так не изъясняюсь, ибо не считаю это нужным, но я отлично понимаю, например, Сергея ака Шнура, который из мата делает художественно выразительное средство своих текстов.
Как Вы относитесь к скачиванию музыки из интернета? Вы против существования торрентов? Да, против. Мне нравятся полочки с аккуратно расставленными лицензионными компактами, и еще больше мне нравятся полки с винилами. Против набора музыки в iTunes я тоже не возражаю. На мой взгляд, бесплатное прослушивание релизов имеет право только как ознакомление с целью – купить или не купить, то есть оно обязано иметь ограничения.
У детей всегда безупречный музыкальный вкус. На каких колыбельных Вы растили дочерей, какую музыку они слушают теперь? Какие у них любимые песни "Мельницы"? Я с вами не соглашусь насчет безупречного вкуса. Маленькие девочки, помешанные, например, на "Маленьких Пони", будут вам до потери пульса петь заглавную тему "Девочек из Эквестрии", и вы их ни за что не убедите в том, что это фуфел. (смеется) Но колыбельные обычно у нас всегда песни почему-то условно военные – "Шел отряд по бережку", "Когда мы были на войне", "Темная ночь". А из моего творчества старшая любит "Дороги" и "Двери Тамерлана", а маленькая – "Ангела" и "Королевну".
Если речь зашла о детях, то еще один вопрос: как Вы оцениваете тягучую и продолжительную реформу российского образования? Что Вы думаете о ювенальной юстиции, о которой так активно говорят в последнее время? Безобразно я все это оцениваю. На мой взгляд, ведется вполне планомерная работа по развалу системы образования, а уж какие палки вставляются в колеса системе науки, это просто страшно.
С 2013 года Вы не ведете преподавательскую деятельность в России. Не было желания вернуться в большую науку и вновь заняться преподаванием? Дайте угадаю – Вы читали статью "Википедии" обо мне. Там недавно появилось много интересной информации, я сама обалдела. Да, я несколько лет назад перестала преподавать, поскольку вести занятия при постоянном кочевом режиме было очень сложно и для студентов, и для меня. Я перешла со ставки преподавателя на ставку старшего научного сотрудника, что позволило мне, с одной стороны, не быть связанной с часами преподавания, а с другой стороны, продолжать заниматься научной работой и складывать эдакие "хогвартсковские" самоцветы в научный отчет кафедры. Так что у Вас некоторая неувязка в вопросе – необязательно преподавать, чтобы быть в большой науке; более того, постоянное преподавание часто очень мешает науке, замыливает мозги. Я уволилась из МГУ по собственному желанию в конце этой весны, но продолжаю работать по специальности, сейчас я являюсь соисполнителем гранта РГНФ, пишу большую часть коллективной монографии, а в Уэльсе готовится наша с британскими коллегами совместная публикация на тему истории кельтской арфы.
Что самое ценное из преподавательского опыта Вы извлекли для себя? То, что преподавателю всегда сложнее, чем студенту. И еще то, что тайминг любого публичного выступления, будь то лекция, концерт или политический спич, подчиняется одним и тем же законам: у аудитории тот же лимит внимания и терпения, им нужно в тех же местах делать паузы или повторы и так далее. Этому меня научил мой дядя Андрей, который был великолепным лектором и чудесным другом и который унаследовал принципы лекторского в некотором роде шоуменства от своего отца, моего деда, профессора химфака МГУ и Гарварда Алексея Коста.
У "Мельницы" много песен на стихи известных поэтов. Какие из них Вам ближе всего, с творчеством каких авторов Вы планируете продолжить работу (и планируете ли вообще)? Я думаю о том, чтобы сделать следующий "хелависник" из песен на стихи Йейтса и Толкиена, то есть полностью англоязычным. Мне близка логика англоязычного сонграйтинга, поскольку, собственно, я английский язык учить начала по песням, до этого был французский. Что же касается русских поэтов, то пока что мне интересно работать с собственными соавторами-современниками.
В 2013 вышел мини-альбом "Радость моя". Когда ждать полноформатного альбома? Если все пойдет по плану, осенью 2015 года. У нас уже есть 12 полностью оригинальных новых треков и штук шесть вариантов бонусов – ремейков, каверов и акустик-версий. Думаю, это не предел.
Какие советы Вы дали бы начинающим музыкантам? Что можно делать, а чего делать не стоит? Делать надо что – надо впахивать. Надо очень много времени проводить на студии, надо даже на гастролях между концертами репетировать, надо любую свободную минуту использовать для того, чтобы что-то сделать на благо вечности. Нельзя полагаться на коллег в жанре: вот вы тут без меня соорудите аранжировку, а я приду красивая и спою – нет, даже если ты не на месте, ты должна быть вместе с музыкантами, работать вместе над проектом, трудиться, благо современные технологии это позволяют, должна быть химия совместного творчества. И еще совсем не нужно делать политические заявления и тратить время на какую-то аналогично ангажированную активность тогда, когда ты можешь потратить его с толком, репетируя очередной клевый трек.