Картины Фрица Ланга "Метрополис" (1927) и Дэвида Уорка Гриффита "Рождение нации" (1915) по справедливости следовало бы поставить рядом с произведением Эйзенштейна – тем более, что фильм Гриффита был снят десятью годами раньше и оказал влияние на нашего мастера. Спектр тем, раскрываемых в киноленте, настолько велик, что подтверждает существование тонкой нити, связующей реальность и искусство. Ку-клукс-клан, индустриальный город, вместе поражающие воображение зрителя настолько, что кадры не выходят из головы и остаются в памяти, как примеры невероятной силы человеческого духа. Первые киноэпопеи Американизированность списка подтверждают, в первую очередь, "Звездные войны". Истинные поклонники киноэпопеи, первая часть которой была снята в 1977 году, есть и в нашей стране, однако в Штатах дело было поставлено на другие рельсы. В то далекое время, когда Лукас выпустил "Звездные войны: Эпизод 4 – Новая надежда", единственным показателем успеха картины у зрителей были сборы за проданные билеты. Вместе с релизом этой космической баллады наступила новая эра киноиндустрии: продавались не только билеты, но и комиксы, игрушки, плакаты, одежда с изображением главных героев и многое-многое другое. При этом, в отличие от "Броненосца", многие приемы, которые до сих пор кажутся новаторскими для юных кинематографистов, есть в минимум 4 кинолентах, эпизоды из которых цитирует Джордж Лукас. Без сомнения, фаворитом этого списка является фильм "Унесенные ветром". Разобранный на цитаты, сделавший Вивьен Ли и Кларка Гейбла суперпопулярными, фильм стал примером для всех подобных жизнеописаний – это своеобразная "Война и мир" кинематографа, остающаяся актуальной и поныне. Критики TCM справедливо указывают на связь фильмов "Холодная гора" и "Титаник" как историй о кровопролитных боях или всепоглощающей любви с картиной Флеминга, Кьюкора и Вуда. Недавняя премьера База Лурмана "Австралия", в которой так же, как и в "Холодной горе", главная роль была отведена Николь Кидман, еще раз доказала, насколько современны мотивы, заложенные в истории о Скарлетт О’Хара, фильме 1939 года. Вторая древнейшая Не так давно Дни.Ру вспоминали о самой любимой профессии Голливуда – журналистике. Зачинателем этой темы стал Орсон Уэллс, в разгар Второй Мировой, в 1941-м, снявший "Гражданина Кейна". Фильм стал первой в истории крупномасштабной картиной, записанной таким образом, что звук и видео, сделанное в глубоком фокусе, проецировались на экран одновременно. Кроме того, это одна из первых кинолент, сюжет которой был интересным образом инверсирован и рассказан от лица журналиста, собирающего истории из жизни Кейна, как паззл. За несколько лет до Орсона Уэллса о нелегкой судьбе корреспондента снял фильм Фрэнк Каппра – его "Это случилось однажды ночью", вышедший на экраны в 1934-м, был даже удостоен "Оскара". В первую очередь картина оказала влияние на свое время, отточив жанр комедии 30-х годов. Кроме того, кинолента Каппра сделала мотив дорожного путешествия привлекательным и сексуальным. Наедине с опасностью В этом списке есть и картина, повлиявшая на его фигурантов, – в частности, вестерн "Дилижанс" 1939 года, открывший миру звезду этого жанра Джона Уэйна. Говорят, Орсон Уэллс смотрел "Дилижанс" подряд 40 раз, чтобы научиться у его создателя, Джона Форда, искусству соединения частей фильма. Вестерн Джона Форда "Искатели" (1956) и криминальная драма Витторио Де Сика "Похитители велосипедов" (1948) вместе повествуют о том, на что способны люди ради своих близких и ради мечты. Форд подает историю под острым огнестрельным соусом, его герой не боится пуль и смеется в лицо смерти. Де Сика через небольшой сюжет о пропавшем велосипеде транслирует на экран историю всей послевоенной Италии. В "Искателях", несмотря на, казалось бы, легкомысленность заданного жанра, впервые поднимается тема расизма со стороны урожденных жителей американской земли. В "Похитителях велосипедов" – того, как живут или выживают люди, пострадавшие от расизма. Интернационал Попал в этот лист и анимационный фильм - "Белоснежка и семь гномов" студии Уолта Диснея. Нарисованный и выпущенный в 1937 году, мультфильм ничем особенно не отличался от других, не менее интересных проектов Диснея. Разница была лишь в том, что именно с него началось стремление американской мультипликации к реалистичным образам и героям. Драма Акира Куросавы "Расемон", в свою очередь, стала первым в истории кинематографа прецедентом рассказывания детективной истории, преподнесенной зрителям с разных точек зрения. Помимо того, что Куросава явился первым японским режиссером, который вывел свою страну на интернациональное поле деятельности, он еще и первым придумал обращение с оптикой, заставляя солнечный свет подчиняться воле оператора. Принято считать, что именно благодаря "Расемону" в высшей кинонаграде "Оскар" появилась номинация "Лучший иностранный фильм". Представители TCM не обидели и французов – картина Годара "На последнем дыхании" о приключениях американки и француза, роль которого сыграл несравненный Бельмондо, справедливо заняла место в этом списке. И дело даже не в блестящей игре артистов и режиссерской идее столкнуть Старый и Новый Свет, и даже не в том, что Годар стал одним из зачинателей французской "Новой волны". А в том, что именно с этой киноленты романтика криминального путешествия проникла на экраны – знаменитые "Бонни и Клайд", "Беспечный ездок" и "Пять легких пьес" не могли бы родиться, не будь "На последнем дыхании", ритмический рисунок фильма задан еще в названии: "Машины сделаны для того, чтобы ехать, а не останавливаться!" Чисто американские истории Не мог не попасть в этот список триллер "Психо" (1960) Альфреда Хичкока. Именно в этом своем фильме Хичкок наибольшим образом продемонстрировал прием, благодаря которому и прославился – саспенс. Не будь "Психо", не видать поклонникам этого жанра ни шедевров Дарио Ардженто, ни многосерийного художественного фильма "Крик", ни "Хэллоуина", ни "Пятницы, 13-е", ни даже "Кошмара на улице Вязов". Быть может, не будь "Психо", зритель не узнал бы Хичкока таким, каким его все воспринимают сейчас: мастером паники, нервических припадков и ужаса. И, завершая разговор о списке, составленном TCM, без сомнения, нельзя будет обойтись без мюзикла. "42-я улица" Ллойда Бэйкона не только оказалась ответом на вопрос, как заставить американцев хоть ненадолго забыть о последствиях Великой депрессии, но и спасла Warner Bros. от полного банкротства. Все это случилось благодаря камере, сумевшей запечатлеть геометрию рисунка танцев и выведшей искусство мюзикла с грязных театральных подмостков на свет кинематографа.
15 фильмов, изменивших мир
Аме
риканский телеканал TCM, специализирующийся на классическом кинематографе, составил список из 15 фильмов, оказавших наибольшее влияние на развитие современного мирового кинематографа. Дни.Ру объясняют читателям выбор своих заокеанских коллег.
Отцы-основатели
Глядя на лист из 15 кинолент, последняя их которых датирована 1977 годом, невольно задумываешься, что же было с кинематографом после, и имеют ли значение более поздние работы Бертолуччи, Гринуэйя, Джармуша и Вендерса. Кроме того, на взгляд Дней.Ру, "топ-15", предоставленный TCM, в большей степени ориентирован на американскую аудиторию, чем на какую бы то ни было еще.
Тем не менее, русскоязычного зрителя составители Most influential classic movies не обидели: одним из представленных фильмов оказался "Броненосец Потемкин" Сергея Эйзенштейна. Несмотря на то, что он был снят в 1925 году, и флаги имели красный цвет лишь потому, что были вручную раскрашены на пленке, фильм оказался выразителем большинства идей, пронесенных человечеством через XX век: стремление к свободе, независимости от авторитетов, к равноправию. Имена Сергея Эйзенштейна и документалиста Дзиги Вертова – наиболее часто употребляемые в рассказах зарубежных и российских режиссеров, упоминающих тех, кто повлиял на их творчество.
Имена Сергея Эйзенштейна и документалиста Дзиги Вертова – наиболее часто употребляемые в рассказах зарубежных и российских режиссеров, упоминающих тех, кто повлиял на их творчество