Мечты сбываются
Полгода назад Лариса Александровна Долина спела с джазовым музыкантом Джорджем Дюком, а сейчас гастролирует по России с классическим репертуаром. А несколько лет назад обладательницу одного из самых сильных голосов России слушатели узнали по клипу, где кудрявая блондинка обнимала своего мужа-генерала.За песней про погоду в доме, принесшей Ларисе Александровне всероссийскую известность, кроются многие годы работы в других жанрах. За 13 лет до этого, в 1984 году Долина пела одну из главных партий в кантате "История Доктора Фауста" Альфреда Шнитке. Чуть позже, в 1990-м, она совместно с Валерием Леонтьевым сыграла в рок-опере "Джордано". И какое-то время даже распевала джазовые композиции на ринге. Сейчас у Ларисы Александровны настолько плотный график работы (она сотрудничает с композитором Игорем Бутманом), что никто и не вспоминает про "Рождественские встречи". Это отличный пример ситуации, в которой желание делать настоящую музыку победило коммерческие условности.
Диалог с арт-роком
Одним из участников шоу Долиной "Погода в доме" был Валерий Меладзе. В последние годы представить его без трех пышногрудых красоток ВИА ГРА или вне участия (или судейства) в телевизионных шоу невозможно. Между тем в 1989 году, чудом избежав карьеры корабельного строителя, он стал вокалистом группы "Апрель", клавишником которой был его брат Константин. Случайно обоих братьев заметил один из организаторов коллектива "Диалог", и оба Меладзе три года исполняли музыку в стиле арт-рок. Голос Валерия сравнивали с вокальными партиями Yes. А в мировой музыкальной культуре в этом жанре прославились такие исполнители, как британцы Art Brut, Razorlight и ныне суперпопулярные Babyshambles. Любопытно было бы узнать, какое направление приняла бы русская музсцена, не запиши Валерий песни о цыганке Сэре в 1993-м.Старая школа
Среди русских эстрадных исполнителей с оперным прошлым помимо Долиной нелишним было бы вспомнить и Маргариту Суханкину, "золотой голос" группы Литягина "Мираж". "Музыка нас связала", объединившая весь СССР в 1987-м, недавно вернулась на круги популярности даже без приставки "ретро". Сегодня песня подходит под жанр так называемого oldschool trash (досл. "мусор старой школы") и воспринимается молодежью в контексте истории как пример одной из самых первых диско-композиций в генезисе русской музыки. А ведь с 12 лет и до 1984 года Суханкина была солисткой Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения и пела партии Ольги в опере "Евгений Онегин", Лауры в "Каменном госте", Флоры в "Травиате" Верди и многих других.Маргарита Анатольевна рассказала Дням.Ру, как это было в то время: "Андрей Литягин – это мой близкий друг. Он не профессиональный музыкант, но все время что-то выдумывал, искал. Однажды он ко мне пришел и сказал: "Рита, ты же поешь профессионально, помоги записать песни!" Я тогда училась уже в консерватории и мне было несложно ему помочь, мы записали кое-что. Потом пришла Наташа Гулькина, но она пела недолго, годика два примерно, поэтому Андрей пришел ко мне опять и сказал: "Твой голос узнают, "Мираж" запомнился именно из-за него", и попросил спеть. Тогда на сцену выходили певицы вроде Тани Овсиенко – они только открывали рот, а песни звучали мои. Если бы мне кто-нибудь 20 лет назад сказал, что эти песенки будут востребованы и по сей день, я бы, конечно, ни за что не поверила. Тем более не поверила бы, что мне придется с ними выходить на сцену, голос-то был мой, но я сама себя не представляла в роли эстрадной певицы. Я вся тогда была в классической музыке и не помышляла о том, чтобы прославиться благодаря эстраде – мне казалось, что это все несерьезно. В то время когда я для Литягина записывала "Музыка нас связала" и "Я снова вижу тебя", было очень сложно пробиться с классическим репертуаром. Потому что импресарио, или, как сейчас говорят, продюсеры, не рисковали браться за такие проекты. Тем более что классическое искусство элитарное, оно предназначено для людей, которые понимают – или делают вид, что понимают - такое серьезное творчество. Конечно, можно было прославиться и как оперный исполнитель – хороший пример тому Муслим Магомаев (все-таки как рано он ушел из жизни). Но на это требовалось много больше времени, сил и терпения. Сейчас мы не прекращаем работу, и на концертах я часто исполняю "Адажио" – это небольшая классическая композиция, и зрители часто просят меня: "Спойте еще что-нибудь в этом духе!" И я подумываю над тем, чтобы сделать какой-нибудь проект как раз в области академического искусства – правда, не знаю, когда, потому что все время отнимают гастроли".
Без сожаления
Сергей Жуков и Алексей Потехин прежде чем одарить миллионы девочек незатейной песенкой про студента и тоску по "крошке", были увлечены совершенно другой музыкой. Их "Дядюшка Рэй и компания" в 1993 году представлял собой экспериментальный коллектив, чья музыка сочетала в себе элементы модного за рубежом стиля евродэнс и техно. Звучание группы было настолько необычным и по тем временам качественным, что в 1994-м на рэп-фестивале в Москве "Дядюшка Рэй и компания" выиграл первый приз. Правда, денег это приносило немного, и потому, просуществовав еще два года, проект закрылся, став поп-группой "Руки вверх!", которую, впрочем, не далее как два года назад постигла та же участь.Сергей Жуков в интервью Дням.Ру прокомментировал ситуацию следующим образом: "Я в то время был фанатом группы 2unlimited, и в ней был солист, его звали Рэй Слиджнгард. Я был на него похож - лысый и с чубчиком. Так "Дядюшка Рэй и компания" и родился. Это было техно. На хип-хоп-фестивале нас отметили почему-то – понравилась больше наша музыка, чем рэповая. В то время стиль техно только зарождался, но в России никто техно не делал. Поэтому так и получилось: проект перерос в "Руки вверх!" Все это начиналось в Самаре, потом продолжилось в Тольятти, а когда мы уже все, что могли в этих городах, собой заполонили, надо было идти дальше куда-то. Сейчас я, образно говоря, уже сделал альтернативный музыкальный проект – буквально через две недели появится "Опиум Project". В наше время всего до безобразия много, но не хватает качественной танцевальной музыки – это все отмечают, знают и понимают. Поэтому я решил как человек, всю жизнь занимающийся танцевальной музыкой, восполнить этот пробел. Проект полностью делали на западе – западными диджеями и музыкантами, а песни будут настоящими русскими – которые запоминаются сразу, становятся хитовыми. Конечно, я не жалею, что прославился благодаря группе "Руки вверх", а не своему техно-коллективу, потому что "Руки" - хорошо доработанный проект. Не могу сравнить его ни с какими западными коллективами".