Уэльбек провел ночь с Мадонной

None
Мос
кву посетил автор знаменитого бестселлера "Элементарные частицы" Мишель Уэльбек. Один из самых читаемых в мире французских писателей преподал зрителям фестиваля "2morrow" урок о том, как следует писать книги и что сделать, чтобы герои выходили правдоподобными, а процесс написания книги не превратился в рискованное для здоровья предприятие. Дни.Ру побывали на мастер-классе Уэльбека и теперь готовы делиться с читателями тем, что услышали от повелителя пера. Мишель выглядел слегка утомленным. Еще бы, второй день подряд на фестивале проходила демонстрация фильма, который явился его режиссерским дебютом. Роман "Возможность острова", написанный Уэльбеком в 2005-м, в этом году претерпел изменения и был экранизирован. Однако сам автор книги и фильма не советует зрителями "держать в голове" книгу – вероятно, потому, что бессмысленно было бы создавать произведения, цитирующие друг друга, пусть и в разных жанрах. А что касается создания самих текстов, то даже к самому процессу Уэльбек подходит основательно: "В принципе, думаю, хорошо писать, находясь за городом. Потому что, когда ты пишешь, быстро очень утомляешься, так что здорово иметь возможность выходить иногда и какие-то делать небольшие прогулки. А если ты пишешь в городе, ты настолько погружен в свои мысли, в себя, что можно попасть под машину. Ты ведь действительно выключен из внешнего мира. Поэтому идеальный вариант – это какое-то место вроде парка, где ты можешь выходить, куда хочешь, при этом не прекращая думать. Иногда, когда ты сталкиваешься во время написания книги с какими-то проблемами, очень полезно вернуться в те места, где разворачивается действие этого романа".

Создание персонажей можно сравнить с некими паразитирующими организмами, которые вы культивируете в своем мозгу, и они впоследствии развиваются самостоятельно

Действие, которое разворачивается в романе и в фильме, напоминает сон – и одно из предположений слушателей мастер-класса заключалось в том, что, вероятно, Уэльбек в весьма своеобразных отношениях со сновидениями и с психоанализом тоже. С первым писатель согласился, а по поводу второго кратко ответил, что не ходит к психоаналитику. Правда, несмотря на это, есть совершенно конкретные места действия фильма – юг Испании, а фрагменты с черными скалами – на Лансаротте, Канарские острова. Когда разобрались с местом действия, разговор зашел о самих персонажах писателя – его лирические герои всегда были людьми странноватыми: "Что касается персонажей, это, наверное, самая сложная тема. По-настоящему невозможно начать с нуля. Есть возможность оттолкнуться от некоего виртуального себя. Например, в фильме "Элементарные частицы" есть момент, где главного героя, студента аспирантуры, приглашает его научный руководитель, предлагает ему контракт, стабильную работу – карьерное продвижение. Мишель соглашается. В моей жизни такой случай был, только я в отличие от персонажа отказался: мне предлагали заниматься разработкой математической модели размножения какого-то вида рыб в озере. Есть ситуации в жизни, когда ты понимаешь, что начиная с какого-то узлового момента ты мог бы стать кем-то другим. И вот когда ты это понимаешь, рождается некий персонаж. Конечно, я понимаю, что у каждого автора есть свое видение того, каким образом выдумывать этих персонажей. Вот, например, один из способов – отталкиваться от совершенно другого человека. Скажем, есть исследования, изучающие Пруста, гласящие, что он синтезировал, совместил многих персонажей для создания одного целого персонажа. Такое тоже бывает. Я думаю, что в этом Пруст очень оригинален, как и во всем остальном. И все-таки многие другие романисты действуют иначе. Один из примеров очень удачного и оригинального создания персонажей я нашел у Филиппа Джиана в его книге "На пути к белому" ("Les Vers Chez Les Blanches"). И в этом романе он воссоздает мой образ, мой персонаж, который существует как некий литературный герой. Я считаю, что он не ошибся – там есть отсылки к некоторым интервью, которые я ему давал. А потом персонаж начинает жить совершенно другой жизнью, это уже совершенно другой человек, а не я. Я думаю, там есть однозначные успехи. Например, автор придумывает, что якобы у моего персонажа появляется восхищение перед Мадонной – у меня лично такого восхищения никогда не было и нигде оно не выражалось. По-моему, этот персонаж с Мадонной переспал – и это действительно очень смешные и удачные сцены, но, как видите, отталкиваясь от меня, персонаж становится кем-то другим. И очень часто так бывает, что персонаж изначально походит на какую-то реальную модель, реального прототипа, а потом совершенно становится кем-то другим. В принципе, эта модель довольно сильно близка к математическим моделям: чем точнее описан персонаж и чем он сам по себе глубже, тем больше вероятность размножения неких возможностей, могущих возникнуть у этого персонажа, которые проявляются на страницах романа. Это можно сравнить с некими паразитирующими организмами, которые вы культивируете в своем мозгу и они впоследствии развиваются самостоятельно", - это последнее замечание было, кажется, ключевым. Ведь пишущая братия и прочие представители искусства - пожалуй, единственные люди на земле, могущие себе позволить толковать о безумии и неких "паразитах" как существах полезных.

ДНИ в Telegram