Что будет с ипотекой в России

Фото: GLOBAL LOOK press/Alexei Moschenkov
В настоящий момент как среди экономистов, так и населения России, не утихают споры о том, что будет с рынком ипотечного кредитования. Я слышал настолько кардинально противоположные точки зрения – от того, что его ждет крах, как в 2008 году в США, до утверждений, что это лишь временные трудности и уже в следующем году мы вернемся к показателям предкризисного времени. Все-таки, как мне кажется, истина где-то посередине.

Безусловно, рынок ипотеки (как и рынки в целом) переживает не лучшие времена. Ставки повышены по всем кредитам, и ипотека – не исключение. Для валютных заемщиков наступил главный кошмар – курс рубля рухнул по отношению к иностранной валюте. Стоимость квартир сначала выросла (из-за санкций и общей паники), потом цены значительно упали, только что с того – рынок "затих".

Тем не менее сгущать краски не стоит, как и сравнивать Россию сейчас с США образца 2008 года – рынки абсолютно разные. Ипотека в США бралась в многократно превышающем объеме потребностей человека (по два-три дома, несколько квартир) под символические 1-3% годовых. Этому способствовал выпуск необеспеченных ценных бумаг, который позволял взять ипотечный кредит даже маргинальным элементам или по-русски, пардон, бомжам. Это не могло продолжаться долго, поэтому после десятилетий всеобщей махинации рынок рухнул.

В целом для рублевой ипотеки ситуацию хуже, чем сейчас, представить трудно 

В России все по-другому. Кто (по статистике) в нашей стране берет ипотеку? Как правило, это семья, где два человека работают и осмысленно подходят к долгосрочному кредиту, понимая, что переплатить придется значительно. Ставки по ипотеке практически никогда не опускались ниже 10% годовых (в рублях), а верхняя граница не лимитировалась. Поэтому у нас ипотеку брали либо люди, готовые к этому, либо авантюристы, которые в итоге переставали платить, и у них забирали это жилье.

В целом для рублевой ипотеки ситуацию хуже, чем сейчас, представить трудно. Доходы населения упали, безработица растет, банки опасаются выдавать кредиты в связи с возросшими рисками. Поэтому если рассуждать логически, то хуже не будет, ситуация сейчас нормализуется, и может реализоваться так называемый эффект низкой базы. Говоря обычным языком, в настоящее время выдача ипотеки настолько "просела", что даже незначительное улучшение ситуации может дать в процентном соотношении рост на 100, 200 и даже 300%. Но для людей, конечно, главное – не проценты, а возможность взять ипотеку на максимально выгодных условиях.

Ввязываться в валютную ипотеку – это авантюра с открытым финалом для заемщика 

Другое дело – валютная ипотека. В ситуации, когда курс рубля до сих пор нестабилен, на рынке кредитования – проблемы, да и государственная позиция – не на стороне "валютчиков", я полагаю, что ввязываться в валютную ипотеку – это авантюра с открытым (и скорее всего, негативным) финалом для заемщика. В целом кризис 2008 года показал опасность валютных займов, а нынешняя ситуация должна была это в очередной раз подтвердить, поэтому, кто не усваивает эти уроки, скорее всего, будет оплачивать свои ошибки.

Выбор остается за человеком, и каждому нужно самому выстраивать свою инвестиционную стратегию, и тут, как в пословицах: "кто не рискует, тот не пьет шампанского" либо "лучше синица в руках, чем журавль в небе"! Так и с ипотекой – можно выбрать наименее рискованный вариант и платить более или менее стабильно, а можно рискнуть – и либо выиграть, либо проиграть.

 

 

ДНИ в Telegram