Экономика контента
Контент постепенно становится "кровью" интернета: построены каналы связи (трубы), вся Россия покрыта быстрым (широкополосным) стационарным и мобильным интернетом, пользователи в регионах почти уже не отличаются от "столичных" по степени охвата интернетом и его качеству/стоимости. И вот тут возникает главный вопрос: что дальше? А дальше – контент и сервисы. Только они помогут не просто удержать аудиторию интернет-пользователей, но и вовлечь новую. Кроме того, контент – его производство, дистрибуция и потребление – это уже новая большая экономика. Некоторые ее сегменты (книги, видео, игры) – растут стремительными темпами, несмотря на кризис и сокращение расходов пользователей по другим сегментам товаров и услуг.
И именно осознание этой новой ценности контента и связанных с ним сервисов приводит к тому вниманию, которого отрасль интернет-экономики с названием Digital Goods (Цифровые Товары) удосужилась в последнее время со всех сторон: от интернет-отрасли, от медиа-холдингов и правообладателей, от телеком-провайдеров, и конечно от государства – в виде огромного количества законодательных инициатив и регуляторного вмешательства в процессы производства, распространения и потребления контента в Сети. Ну и, конечно, не стоит забывать об интернет-пиратах. Они явно не в последних рядах в цепочке распространителей контента/построения бизнеса на нем.
Между "интернетом" и "медиа" сегодня можно ставить большой и жирный знак равенства. Новые качества медиа-продуктов (кино и сериалы, телепрограммы, музыка, игры, софт и книги), обретаемые в сотрудничестве с Сетью, требуют новых определений и новых подходов. Сегодня во всех отраслях экономики происходит так называемая "цифровизация" или "цифровая деформация". И те отрасли, которые не подстраиваются под возможности и требования интернета, проиграют в самом ближайшем будущем. К счастью, медиа-бизнес не таков: именно этот сегмент экономики готов максимально конвергироваться с интернетом.
Что делать с "пиратами"
Медиа-отрасль – это, в первую очередь, производство и дистрибуция профессионального контента, удовлетворяющего потребность людей в получении качественной информации и сервисов, где упор сделан на профессионалов (не любителей). Профессиональный контент – это товар, и на него должен быть спрос. Очень важно понять, что нужно делать для стимулирования этого спроса: бороться с "пиратами", нелегально распространяющими ворованный контент и отбирающими заработок у его производителя/дистрибутора, или же сконцентрироваться на росте доступности легального контента, увеличении его предложения и уменьшению его цены, росту его "находибельности" и качеству, что в итоге автоматически приведет к вытеснению нелегального контента из Сети.
Еще один тренд – современная медиа-среда. Она рождает конвергентную журналистику. Так, создатель текстов, звукового и видеоряда теперь ориентируется в качестве конечного потребителя не только на человека, но и на девайсы. Для каждого вида – своя подача информации.
Следом появился новый тренд – потребление платного контента, который задали Google и Apple, а в дальнейшем подхватили все остальные игроки.
Медиаконтент в России
Институт Развития Интернета (ИРИ) провел исследование, согласно которому в России сохраняется высокий уровень интернет-пиратства. Основная причина этого – недостаточная информированность пользователей, неразвитость культуры потребления легального контента. При этом менее половины (40%) экспертов считают ценовую политику провайдеров легального контента адекватной. Лишь треть опрошенных согласна с тем, что предложение на рынке легального контента адекватно спросу на него. При этом только 24% респондентов уверены в том, что в Рунете сложилась культура потребления легального контента, а три четверти экспертов убеждены в обратном. К тому же, 61% экспертов считает текущую экономическую ситуацию драйвером снижения потребления легального (в большинстве случаев платного) контента. При этом эксперты отмечают, что это в большей степени относится к офлайн-кинотеатрам. Так, к примеру, из соображений экономии потенциальный зритель скорее всего откажется от похода в кино (как правило, сопряженного с дополнительными расходами: транспорт, напитки и т.д.). Также в пользу этого предположения говорит то, что часто при групповом походе в кино один из инициаторов похода покупает за свое счет билеты для кого-то еще. Все это говорит о том, что у онлайн-кинотеатров, к примеру, есть уникальный шанс "сыграть" на этой экономической ситуации и выйти победителем. Ведь все "сдерживающие" факторы, описанные выше, в случае с офлайн-кинотеатрам исчезают при онлайн-просмотре (нет транспортных издержек, нет дополнительных навязываемых сервисов, не надо платить кратно за количество смотрящих легально купленный фильм и т.д.).
Запрещать пиратов или стимулировать легальных игроков Как известно, в последние годы в России развернулась ударная борьба с интернет-пиратством. Хотя долгое время, напротив, в стране не было удобных легальных площадок, поэтому быстро, как грибы, на радость рядовым пользователям росли различные пиратские сайты и сервисы. Антипиратской закон, активно работающий в России последние два года, очевидно, полезный, но несовершенный, так как по мнению лишь 1/4 экспертов текущая практика его применения может считаться эффективной. Очевидно, что только запретительными мерами проблем с нелегальным контентом не решить. Хотя и закону надо отдать должное. 42% респондентов признали, что он изменил потребление контента в сторону увеличения легального. Тем не менее, важно также менять в сознании парадигму потребления контента, популяризировать легальные площадки и онлайн-кинотеатры и стимулировать доступность и вариативность легальной альтернативы. По итогам экспертизы и опроса ИРИ, очевидно пожелание провайдерам легального контента – активизировать усилия, для того чтобы сделать свои сервисы более популярными, удобными и конкурентоспособными по сравнению с пиратскими ресурсами, чтобы победить в борьбе за потребителя.