Как автомобильный вопрос испортил москвичей

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Я подписан в фейсбуке на автомобильного активиста Петра Шкуматова. И он периодически спрашивает, почему если жизнь автомобилиста становится все сложнее (пробки, платные парковки, эвакуаторы, камеры видеофиксации, полосы для общественного транспорта, широкие тротуары вместо дорог), то на митинги против платных парковок выходят всего несколько сотен человек? Почему эта миллионная автомобильная общественность не выплескивается на улицы в виде митингов протеста, не собирает Болотные площади и проспекты Сахарова?

Помните известную фразу про то, что квартирный вопрос испортил москвичей? Так вот, если с квартирным вопросом вроде как разобрались, то теперь москвичей портит вопрос автомобильный. Эра дешевых автокредитов привела к тому, что сейчас дети покупают автомобиль если не в последнем классе школы, то на первом курсе точно. Ну, не на автобусе же ездить в институт – засмеют. Но Москва все же не резиновая – этим машинам надо где-то ездить, парковаться, ночевать. А с дорожной сетью дефицит, который никогда не восполнить – чтобы эта орава железных коней чувствовала себя вольготно, нужно в шесть раз больше дорог, парковок и прочих заасфальтированных пространств. Если образно, то внутри МКАД надо все снести, заасфальтировать и тогда на этом асфальтовом поле хватит пространства всем автомобилям.

Фото: GLOBAL LOOK press/Anton Belitsky

И из-за этой нехватки асфальта началась война всех против всех. На заезжих автомобилистов ополчились жители домов и понаставили шлагбумов. На стоящие в неположенных местах автомобили ополчился город и начал с ними эвакуаторное сражение. Автомобилисты в свою очередь ополчились на велосипедистов, пассажиров общественного транспорта и пешеходов, которым сделали велодорожки, широкие тротуары и выделенные полосы.

Я не шучу, мне реально писал человек, который утверждал, что с каждой выделенной полосой происходит перераспределение благ от социальной группы "автомобилисты" к социальной группе "пешеход". Пришлось отвечать, что земля у нас общая, управляет ей город и он принимает решение, что сделать на этой земле - дорогу, выделенную полосу или тротуар. Плохое это решение или хорошее – другой вопрос. Суть в том, что кусок дороги, который сегодня стал тротуаром, он не принадлежал автомобилисту ни вчера, ни сегодня. Да вообще, нет такой социальной группы "пешеход", "автомобилист". Потому как, выйдя из машины, мы становимся пешеходами, а возвращаясь за руль, превращаемся в автомобилистов.

Фото: GLOBAL LOOK press/Konstantin Kokoshkin

Но вернемся к войнам всех против всех. Последними жертвами этой войны стали инвалиды. Не так давно в интернете появился ролик, на котором молодая девушка в коляске едет по инвалидной парковке торгового центра, которая заставлена большими внедорожниками, дорогими иномарками. Понятное дело, что это машины без знаков "инвалид за рулем". Она просит людей не ставить свои машины на инвалидных парковках, потому что если даже инвалид найдет обычное место, то его ширина не рассчитана на использование коляски. "И, пожалуйста, поблагодарите Бога, когда увидите эту парковку пустой, что она не для вас. И проезжайте мимо, и найдите нормальное место..." – обращается девушка.

Я запостил это видео в районную группу и комментарии разделились на три части. Первая группа комментировала так – места для инвалидов, оставьте их им и благодарите судьбу, что здоровы. Второй группой оказались мамаши с детьми, которые сказали, что они паркуются на инвалидных местах, так как им тяжело с детьми и покупками таскаться по парковке. Тут ситуация двойственная. С одной стороны, если в автобусах есть места для пассажиров с детьми, то и аналогичные парковки должны, наверное, существовать. С другой, нехорошо, видимо, показывать детям, как родители нарушают. Если ребенок видит, как его здоровая мама оставляет машину на парковке для инвалидов, то, как он сам будет поступать завтра и какие запреты нарушит?

Ну, и третья часть – инвалидных парковок много, они всегда пустуют, их власти сделали специально, чтобы провоцировать автомобилистов на нарушение, поэтому занимали их, занимаем и будем занимать. Такой своеобразный протест, от которого властям, на самом деле, ни тепло, ни холодно. А вот инвалиды реально страдают.

Как этот социальный протест должен был бы проходить в цивилизованной форме? Фотографируем, обращаем внимание властей, что парковки для инвалидов пустуют, просим пересмотреть их количество и выделить эти места, допустим, мамам с детьми. Но у нас протест другой: "Велосипедисты отобрали место под велодорожки, пассажиры под выделенные полосы, пешеходы под троуары, а инвалиды заняли парковки, которых и так немного. Поэтому я буду ездить по велодорожкам и выделенным полосам и парковаться на тротуарах и инвалидных парковках".

На самом деле, конечно же, никакого протеста тут нет. Объехать по выделенное полосе или обочине стоящих в пробке "лохов", это то же самое, что не стоять в очереди на поворот, а проехать сбоку по соседней полосе и встать перед всеми.

А теперь скажите: вы можете представить себе того, кто стоит в очереди на поворот и того, кто объезжает сбоку, на митинге на морозе плечом к плечу с плакатами "Долой платные парковки"? Я – нет. Потому что самая главная война у автомобилистов не с велосипедистами, пешеходами и инвалидами, а с самими собой за место на дороге, во дворе, на парковке. А поэтому никакого автомайдана не будет. И чем больше автомобилей, тем его вероятность ниже. Потому что рост популяции приводит к усилению внутривидовой борьбы.

Шоу-бизнес в Telegram