Что хранилось в ИНИОНе

Фото: wikipedia.org
8 апреля на Арбате задержали двух мужчин. Они пытались продать 12 книг, украденных из библиотеки недавно сгоревшего Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН). Продавцы хотели получить за книги всего лишь десять тысяч рублей. Это при том, что издания датируются XIX веком, и среди них находился выпуск журнала "Современник" от 1864 год. Как вы думаете, много ли в России осталось экземпляров журнала полуторавековой давности? В редколлегию журнала на тот момент входил Михаил Салтыков-Щедрин, а редактором и издателем был Николай Некрасов.

Понятно, что продавцы просто не понимали реальной стоимости книг и потому потащили их в первое попавшееся место. Но давайте говорить откровенно: на месте халявщиков-грузчиков запросто могли оказаться (и видимо оказались) профессиональные охотники за книгами и вот тогда книги, вполне возможно, оказались бы не на уличных развалах, а в серьезных частных коллекциях из тех, что не показывают каждому встречному. Ну и цены на них были бы соответствующие.

Напомню, что здание ИНИОНа загорелось в конце января и уже тогда произошедшее оценивалось как гуманитарная катастрофа, причем не столько из-за каких-либо научных разработок института, а из-за уникальной библиотеки, которая там хранилась. Тогда руководитель института, академик Пивоваров утверждал, что пожар произошел из-за хронического недофинансирования, который не позволил справиться с поджогом. Поджог же, видимо, был устроен для того, чтобы скрыть исчезновение тех или иных драгоценных изданий, а также скрыть финансовые нарушения. В институте ожидалась проверка.

Самое противное в сложившейся ситуации, то что никто не знает, какие именно книги удалось сохранить, а какие сгорели (или растворились в пространстве). Институт, который должен был систематизировать и каталогизировать литературу, как выяснилось, не имел собственного электронного каталога. Сейчас предпринимаются некоторые попытки разобраться, что именно хранилось в библиотеке, но вряд ли эти попытки окажутся успешными – оказалось, что сервер, на котором хранится информация, был куплен еще в 1985 году и имеет объем памяти меньше, чем у самого дешевого смартфона.

На обслуживание этого сайта тратится как минимум пара миллионов в год, хотя покупка современного компьютера с объемом памяти в десятки раз больше обошлась бы институту тысяч в 30 рублей. Но, видимо, директору ИНИОНа было не до хозяйственной деятельности – Пивоваров одновременно руководил или участвовал еще в десятке различных бюрократических организаций. Времени банально не могло хватить на все, и родной институт определенно не являлся главным приоритетом.

Собственно, в такой ситуации понятно, почему институт был недофинансирован, с таким-то отношением к деньгам. И очевидно, что такая ситуация была во всех других областях хозяйства института, да наверняка и в других институтах тоже.

Впрочем, один плюс в произошедшем есть: после уничтожения одной из самых богатых библиотек в стране уже никому не придет в голову протестовать против создания отдельного ведомства для управления имуществом Академии наук – ФАНО. К чему приводит управление имуществом со стороны ученых, мы уже увидели. Например, к тому, что уникальные книги оказываются в частных коллекциях, а менее уникальные на уличных развалах продают бывшие грузчики. Благодать!

P.S. Все сказанное не отменяет очевидной истины – академик Юрий Пивоваров должен оказаться под следствием как минимум за преступную халатность своих подчиненных.

ДНИ в Telegram