Автомобили научатся разговаривать

None
Впервые сразу несколько автопроизводителей провели совместные дорожные испытания новейшей коммуникационной системы Car-2-Car на полигоне Opel в Дуденхофене (Германия). Марка Volkswagen использовала для демонстрации автомобили Passat Variant TDI и Golf GTI, оснащенные специальным электронным оборудованием, а Honda привезла в Германию автомобили и мотоциклы, оснащенные системой предупреждения об опасном сближении при пересечении перекрестков. Целью научно-исследовательской работы в области развития системы Car-2-Car является создание единого стандарта коммуникации между автомобилями. Предполагается, что "диалог" будет способствовать повышению безопасности дорожного движения. Например, если автомобиль попадает в ДТП, пробку, туман или гололед, он передает соответствующую информацию и предупреждение об опасности всем участникам движения, находящимся в зоне проблемы. Таким образом, водители могут своевременно реагировать на изменения дорожной ситуации. Во время испытаний автомобили Passat и Golf выполняли функции передатчика, приемника и коммутатора. Обмен данными между автомобилями происходил через модуль беспроводной связи Wireless LAN. В ходе демонстрации работы системы Car-2-Car организаторы смоделировали несколько ситуаций: мотоциклист на перекрестке, аварийный автомобиль на дороге, дорожные работы, появление автомобилей специального назначения (полиция, скорая помощь). Посредством специального передатчика CarGate автомобили обмениваются такой информацией, как скорость движения автомобиля, число оборотов, скорость вращения колес, а также состояние системы аварийной световой сигнализации.

"Диалог" между автомобилями позволит повысить эффективность дорожно-транспортной сети

Все предупреждения выводятся на доработанный штатный мультифункциональный дисплей RNS-510, который сегодня устанавливается на большую часть серийных моделей Volkswagen. Кроме того, с его помощью можно задать некоторые настройки системы Car-2-Car, сообщает производитель. Связь между источниками и передатчиками информации осуществляется посредством протокола IEEE 802.11p на частоте 5,9 ГГц, специально зарезервированной для устройств интеллектуальной транспортной системы. Honda представила свой электронный комплекс, заранее предупреждающий о наличии движущихся объектов при приближении к перекрестку. Внедрение такой системы позволит водителям двух транспортных средств вовремя среагировать на опасную ситуацию, дабы избежать аварии. На полигоне в Германии японцы представили специализированный электронный комплекс для мотоциклов. Как известно небольшой объект сложнее заметить на дороге во время движения. Из-за меньших габаритов двухколесной техники водителю автомобиля труднее "на глаз" определить его скорость, дистанцию, а нередко широкая передняя стойка кузова автомашины перекрывает часть дороги, на которой как раз может находиться мотоцикл - ведь в данном случае речь идет о драгоценных секундах, за которые оба транспортных средства преодолевают по несколько десятков метров. Чем раньше оба водителя заметят опасность, тем больше шансов избежать ДТП. В 1999 Евросоюз начал финансировать исследовательский проект MAIDS (Motorcycle Accident In-Depth Study – Исследование ДТП с участием мототранспорта), целью которого стало изучение причин аварий. В итоге была собрана информация по 921 дорожно-транспортному происшествию в пяти европейских странах. Результаты исследования привели к тому, что в 88% случаев аварий возникли вследствие так называемого человеческого фактора и лишь в 8% причиной ДТП стали факторы неблагоприятного воздействия окружающей среды, например погодные условия или состояние дорожного полотна.

Целью проекта Car-2-Car является создание единого стандарта коммуникации между автомобилями

Из вышеназванных 88% случаев лишь 37% ДТП были совершены по вине мотоциклиста, а в 50% виновником был водитель автомобиля. Детально изучив обстоятельства аварий ученые пришли к выводу о том, что в большинстве случаев (72%) причиной столкновения стали так называемые ошибки внимания (водитель т/с просто не заметил мотоциклиста), 3% случаев были связаны с ошибками восприятия (к примеру, водитель видел объект, но не распознал его как движущийся мотоцикл), а в 20% случаев виной стали ошибочные действия (водитель заметил объект, но совершил ошибочный маневр). Несложно сделать вывод, что основная проблема заключалась в своевременно распознавании помех. Далее сотрудники MAIDS обратили внимание на обстоятельства ДТП. В 35% случаев аварии чаще всего встречались в двух конфигурациях: на перекрестке, когда транспортные средства двигались перпендикулярно, а также при выполнении левого поворота (в странах с правосторонним движением) и правого поворота (в странах с левосторонним движением соответственно), когда транспортное средство, совершавшее поворот, находилось на встречной полосе. Honda решила создать систему, которая будет заранее предупреждать водителей о наличии помех при приближении к перекрестку. Принцип ее действия основывается на постоянном обмене данными посредством GPS-приемника, который уточняет координаты движущихся поблизости объектов, их скорость и направление. В случае опасного сближения, система подает тревожные визуальные и звуковые сигналы. Также электроника сможет вовремя среагировать и в условиях недостаточной видимости: дома, неблагоприятные погодные условия, ночь или холмистая местность. Эффективность данной системы напрямую зависит от так называемого интерфейса "человек-машина" (HMI – Human Machine Interface). Опираясь на обширные исследования, Honda постаралась сделать свою систему максимально простой и понятной для рядового водителя. Если речь идет об автомобиле, то электронный комплекс может быть состыкован с бортовым мультимедийным оборудованием, где на экране той же навигационной системы будет в понятной графической форме проецироваться предупреждение об опасности, данные о расположении помехи, скорость движения и направление. Кроме того, тревожный сигнал в виде определенной фразы или звука будет подан через динамики аудиосистемы. С мотоциклом дело обстоит иначе. Чтобы не отвлекать мотоциклиста, в нижней части лобового стекла, в зоне, которую способен ухватить человеческий глаз при обзоре дороги расположена лента светодиодов, которая будет подавать визуальные сигналы тревоги. Интенсивность освещения, а также цвет дадут понять степень опасного сближения с объектом. В дополнение к визуальному оповещению, соответствующая фраза прозвучит в динамике, вмонтированном в мотоциклетный шлем. Беспроводная связь между электронным блоком управления и динамиком будет осуществляться посредством Bluetooth. Консорциум Car-2-Car Communication является некоммерческим проектом, инициированным целой группой автопроизводителей и является открытой для всех научно-исследовательских учреждений, поставщиков автомобильных комплектующих, а также других организаций, заинтересованных в разработке интеллектуальных транспортных систем. Car-2-Car Communication Consortium направлен на повышение дорожной безопасности и эффективности транспортной сети, благодаря внедрению систем обмена данными между автомобилями.

ДНИ в Telegram