Российские диспетчеры перед крушением самолета Ту-154 с президентом Польши Лехом Качиньским находились под давлением и совершили много ошибок, заявили во вторник в Варшаве. В ответ Межгосударственный авиационный комитет обнародовал полную запись всех переговоров, проходивших перед трагедией.
Во вторник польская комиссия озвучила собственную версию причин авиакатастрофы. Эксперты устроили специальную видеопрезентацию, попытавшись реконструировать события 10 апреля 2010 года. Согласно данной гипотезе, диспетчеры аэропорта "Смоленск-Северный" не вовремя давали команды польским пилотам и не проинформировали экипаж, что авиалайнер движется по неправильной траектории. "Команда "горизонт" должна прозвучать ранее, а не когда борт находится ниже линии приземления на 70 метром", - приводят "Вести.Ru" слова представителя польской комиссии. Он также отметил, что диспетчеры не говорили летчикам о плохих погодных условиях и запасных аэродромах.
В свою очередь, министр внутренних дел Польши Ежи Миллер усомнился в соблюдении принципов стерильности помещения диспетчеров в день катастрофы. "Имеется в виду не то, что кто-то входил в комнату, а то, что кто-то взял на себя полномочия, которые не должен был брать", - провозгласил чиновник. При этом польская комиссия не стала уточнять, с чьей стороны на диспетчеров оказывалось гипотетическое давление.
Миллер также отметил, что целью работы специалистов был анализ всех факторов, имевших влияние на роковой исход полета. "Это нужно для того, чтобы сделать выводы на будущее. Мы не ищем виновных. Только анализируем все обстоятельства и решаем, какие имели влияние, а какие нет", - пояснил министр. Он выразил надежду, что из трагедии будут извлечены необходимые уроки. "Мне кажется, не только в польских, но и в российских интересах, и каждого, кто будет садиться на аэродроме "Северный", сделать выводы из трагедии", - объявил Миллер.
В ответ источник, близкий к ходу расследования, заметил, что польская сторона выдергивала отдельные фразы из разговоров в диспетчерском пункте и "извращала" суть происходивших событий, передает РИА Новости. "Как-то некрасиво на польской пресс-конференции получилось", - подчеркнул эксперт.
Секретарь Польского авиационного совета Томаш Хыпки отметил, что нет никаких доказательств сознательного введения в заблуждение летчиков диспетчерами. "Ведь они не говорили, что погода хорошая, в то время когда она была ужасная. При этой погоде посадки совершать было нельзя, категорически нельзя. И они это многократно повторяли. Решение о том, садиться или нет, могла принять и обязана была принять польская сторона", - подчеркнул Хыпки. Он констатировал, что полет вообще оказался плохо подготовлен Варшавой. "Нельзя винить только русских, потому что они русские, и обелять польских пилотов или политиков только потому, что они поляки. Я это говорю как польский патриот. Мы должны навести порядок в собственной стране", - заметил Томаш Хыпки.
На заявления в Варшаве отреагировал и Межгосударственный авиационный комитет (МАК), ранее озвучивший причины крушения Ту-154. Председатель технической комиссии этой структуры Алексей Морозов отметил, что после высказываний польского министра необходимо предоставить мировой общественности объективную информацию о тех событиях и полностью опубликовать транскрипцию записей всех переговоров и разговоров в диспетчерской комнате.
Высокопоставленный сотрудник МАК уточнил, что предстоит обнародовать данные с открытого магнитофона, записи телефонных разговоров и радиопереговоров, сообщает "Интерфакс". Морозов заявил, что идентичная копия этих файлов ранее была передана Варшаве. "Обращаю внимание, что в ходе работ технической комиссии польские специалисты имели возможность работать в офисе МАК с рабочими версиями выписки переговоров", - подчеркнул председатель технической комиссии. Позднее появилась информация, что расшифровка всех переговоров уже обнародована на сайте Межгосударственного авиационного комитета.
Напомним, что крушение самолета Ту-154 произошло 10 апреля 2010 года под Смоленском. Жертвами авиакатастрофы стали 96 человек. Согласно выводам МАК, причинами трагедии были недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа, а также отказ пилотов уходить на запасной аэродром.