"Парень из Марьино" Алексей Навальный решил поднять планку для своей аудитории: за кандидата началась агитационная кампания на Лазурном берегу Франции, а за ужин с блогером в отеле "Ритц-Карлтон" предлагается заплатить почти 8000 рублей.
Щедрый подарок
В Интернете появились фотографии, сделанные пользователями в Монако и Каннах: над Французской Ривьерой некоторое время летал самолет с растяжкой: "За Навального". Блогеры гадали: неужели штаб кандидата сделал ставку на буржуазию, отдыхающую на Лазурном берегу или переехавшую во Францию на постоянное место жительство? Такое щедрое расходование средств (пополняемых, как заявляется, за счет простых оппозиционеров) на авиашоу вызывало у сторонников Навального недоумение. Впрочем, политолог Сергей Марков считает, что растяжки над пляжами оплачивал не сам Навальный, а его поклонники в эмиграции, возлагающие на оппозиционера большие реваншистские надежды. "Многие из этих людей сильно поддерживают Навального, который выступает за то, чтобы российская политика была подчинена Западу. Навальный – за возвращение 90-х годов, за ослабление государства. Он враг главного врага олигархов – Владимира Путина", – заявил Марков газете "Взгляд". Политолог полагает, что такой щедрый подарок Навальному сделали те, кто в свое время "украл миллионы", "получил проблемы с российскими правоохранительными органами" и "был вынужден бежать в Монако". Эти люди ждут возможности "вернуться и продолжать грабить страну". Вынужденные эмигранты, по версии Маркова, делают ставку на Навального, который позволит им вернуть утраченные позиции в стране.
Ставка на буржуазию Так или иначе, но Навальный в последнее время делает заметный крен в сторону буржуазии. Блогер начинал свою кампанию с образа "парень из соседнего двора" , рассказывая избирателям, что сам он живет в простой квартире в Марьино, его дети ходят в обычные детский сад и школу. Навальный даже фотографировался в метро, подчеркивая свой бытовой аскетизм и знание проблем обычного горожанина. С позиции политического бессребреника блогер предложил законодательно запретить чиновникам покупать машины, дороже 1 500 000 рублей. Эту инициативу поддержали тысячи простых граждан и несколько парламентских партий. Однако вскоре Навальный сменил демократичную тенниску на деловой костюм и заказал себе фотосессию в стиле "благополучный чиновник" на фоне надписи "Москва". В образе "парня из соседнего двора" появились прорехи. Окончательно этот образ был забыт, когда Навальный пересел с метро на кортеж из иномарок общей стоимостью более 6 500 000 рублей. Иногда Навальный и его команда передвигается на микроавтобусе Chevrolet Express Explorer Limited SE за 4 600 000 рублей. В числе обслуживающего персонала кандидата был замечен человек, носящий за Навальным чистые и выглаженные деловые рубашки, чтобы блогер всегда выглядел "с иголочки". В другое время кандидат ездит на джипе Land Rover Freelander 2 TD4 HSE, стоимость которого начинается с 1 800 000 рублей. Предвыборная программа Навального также во многом направлена на буржуазный класс, а не на простых людей из Марьино и Люблино. Автором программы стал бывший ректор Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гуриев, эмигрировавший во Францию после того, как Следственный комитет России допросил его по делу ЮКОСа.
Ориентация этой программы на обеспеченный класс была в очередной раз подчеркнута штабом Навального. На 2 сентября в Москве назначен ужин, во время которого все желающие смогут встретиться с Алексеем Навальным (лично) и пообщаться с Сергеем Гуриевым (по телемосту из Франции). Казалось бы, намечается обычная встреча с избирателями. Если бы не один нюанс: ужин пройдет в отеле "Ритц-Карлтон", а входной билет стоит 7800 рублей. При чем организаторы подчеркивают – деньги пойдут не на "финансирование политической деятельности кандидата", а просто будут заплачены за услуги отеля и ужин. В традиционном меню ужинов, как указано на сайте "Ритц-Карлтона", такие блюда, как камчатский краб, белорыбица со спаржей, обжаренный морской гребешок с водорослями, галантин из птицы с креветками и пак чойем, турнедо из лосося с овощами минестроне, сыром пармезан и базиликовым маслом, а на десерт – крем-брюле трио: таитянская ваниль, шоколад, ананасовый ром. Таким образом, команда Навального отсекает нецелевую аудиторию, с которой еще недавно заигрывала во время уличных демократичных "встреч с избирателями". Настоящими избирателями Навального оказались завсегдатаи Французской Ривьеры и пятизвездочных отелей, обладатели состояний, носящие дорогие костюмы и перемещающиеся на автомобилях премиум-класса. Видимо, именно под них теперь пытается подстроиться "простой парень из Марьино", сделав ставку на капитал и власть. Все остальные для него – массовка, "орава бесплатных д…в", как за глаза называет своих сторонников команда Навального.