Поражающая воображение цифра 40 миллиардов рублей – это общая сумма тендеров, жалобы по которым были частично или полностью признаны обоснованными. Но это отнюдь не равно тому, что эти тендеры были признаны нечестными или коррупционными. Как ни смешно, но зачастую жалобы адвокатов "РосПила" основаны на формальных придирках – где-то в документах допущены технические ошибки, где-то пропущена запятая. В итоге тендер, конечно, отменяют. Но потом вносят поправки (подсказанные высокооплачиваемыми корректорами из "РосПила"), устраняют ошибки и тендер все-таки проводится. Блогеры проследили судьбу 50 "успешных" жалоб "РосПила". По 35 из них все-таки были проведены конкурсы, и победители уже приступили к выполнению работ. Семь были отменены заказчиком или не состоялись по другим, не связанным с Навальным, причинам. И только семь тендеров действительно были отменены по наводке "РосПила". И это уже не 40 миллиардов, а 862 миллиона. Но и по большинству из этих заявок работа все еще идет, условия тендера приводятся в соответствие с законами РФ и правилами русского языка. Другие заявки разбиваются на несколько заказов, тендеры по которым будут проводиться отдельно. Таким образом, все, чего добился Навальный, – "это всего лишь отмена двух конкурсов, по одному из которых большая часть работ и так уже выполнена, а второй вообще не имеет никакой заявленной стоимости и посвящен переработке металлолома, – пишут блогеры. – Никаких 40 миллиардов там нет. Там даже миллиарда нет. А если проследить дальнейшую судьбу, то и полумиллиона нету". Пиар за чужой счет Алексей Навальный со своим "РосПилом" подменил "эффективность" "эффектностью" и популизмом. Эффектности в "борьбе с коррупцией" и правда хоть отбавляй. Впрочем, если предположить, что истинная задача "РосПила" заключалась не в экономии бюджетных средств, а в пиаре Навального, то тут уже никто не будет ставить под сомнение эффективность проекта. Политикам для успешного старта нужна опора в виде движения или партии. Навальный для придания весомости своему образу создал "РосПил". Проявив находчивость, блогер объявил сбор средств на свое новое детище. Набралось больше восьми миллионов рублей, и счет до сих пор пополняется. А вместе с деньгами в "РосПил" приходят и новые поклонники. Навальный, видимо, понял – если подкупать сторонников, толку много не будет. Они придут, скажем, на митинг, деньги свои отработают, но не будут искренне вовлечены в процесс. Обычно ценится лишь то, что дается с трудом или за что пришлось заплатить. Поэтому Навальный втянул людей в свою игру за их же деньги, объявив о сборе средств "на борьбу с коррупцией". И дело вовсе не в деньгах. Даже враги блогера вряд ли заподозрят, что он спустил собранные миллионы на бары и курорты. Нет, Навальный охотится за людьми, а не их кошельками. Теперь каждый, кто вложил в "РосПил" хоть копейку, считает "борьбу" Навального своей собственной борьбой, своим вкладом в будущее страны. Один мой знакомый по этой же причине не хотел разводиться с надоевшей женой. "Я же столько вложил в нее – образование, машины, квартиры, украшения – ну как я все это отпущу?" – возмущался он. По сути своей, "РосПил" – это совершенно нефункциональные декорации, этакий трон для Навального, на котором он может позировать фотографам и раздавать интервью. Смысл у трона только один – добавлять пафоса и значимости своему обладателю. "РосПил" оказался таким же популистским проектом, как и все, что делает Навальный. При этом делает он это за чужой счет, покупая лояльность людей за их же деньги.