Однажды директор киностудии Горького Григорий Бритиков принес Станиславу Ростоцкому любопытный текст. Это была повесть Георгия Полонского. Режиссер загорелся идеей снять фильм на основе работы литератора.
Ростоцкий и Полонский объединились для создания режиссерской версии сценария ленты "Доживем до понедельника". Совместный труд Станислав Иосифович и Георгий Исидорович отправили на одобрение в Госкино. Ответа от киночиновников сценарист и режиссер так и не дождались. Тогда в дело вмешался Бритиков. Директор предложил Ростоцкому снимать без согласия Комитета по кинематографии.
Станислав Иосифович снял "Доживем до понедельника" за три с половиной месяца – рекордный срок для того времени. Режиссер спешил. Он опасался, что картину закроют. Чутье не подвело Ростоцкого – как только фильм завершили, киночиновники прислали бумагу, в которой критиковали решение работать по сценарию Полонского.
Почти готовый фильм отправили в Госкино. На следующий день Станислава Ростоцкого вызвали на ковер. Режиссеру предложили внести в картину 28 правок. Кинематографисту удалось отстоять 25 из них. В итоге пересняты были только три сцены.
Премьера картины должна была состояться в Кремлевском дворце съездов – там как раз проходил форум педагогов. Авторы фильма страшно перепугались. Специалисты, как заметил тогда Ростоцкий, – самые строгие критики. К большой радости киношников внезапно премьеру перенесли в Дом кино.
На первом смотре съемочная группа присутствовала в зале и наблюдала реакцию зрителей. После начальных титров повисла тишина. Аудитория никак не реагировала на происходящее на экране. "Это провал", – подумал Станислав Ростоцкий. Как вспоминал позже режиссер, ситуация была настолько напряженной, что с актером Юрием Черновым случилась истерика. Артист внезапно зарыдал и выбежал прочь.
Спустя время люди в зале начали доставать платочки, слышались смешки и всхлипы. Когда картина подошла к концу, зрители вскочили с мест. Народ кричал: "Мо-лод-цы!". Овации длились минут десять.
Фильм "Доживем до понедельника" показывали не только в СССР – картину возили за рубеж. В 1969 году лента Ростоцкого получила главный приз Международного кинофестиваля, который проходил в Москве. Удостоилась работа режиссера Государственной премии СССР.