Начинается подборка с оставшейся в номинантах 25-минутной швейцарской ленты "Парванэ" о юной иммигрантке из Афганистана, уехавшей в поисках лучшей жизни в Швейцарию. У нее нет ни разрешения на работу, чем пользуется жадный работодатель, все время ей недоплачивающий, ни действительного удостоверения личности, поэтому она даже не может отправить на родину деньги на лечение больного отца. Пытаясь решить последнюю проблему, она обращается за помощью к юной швейцарке, бунтующей против респектабельного общества и матери в частности. Несмотря на различия во внешности и мировоззрения, девочек объединяет одно – поиск убежища – от враждебных порядков чужой страны или семейных проблем. Вся эта история преподносится зрителю с беспощадным реализмом и, к сожалению, на этом все режиссерские приемы исчерпываются. В итоге получаем довольно банальный кинорассказ, который воспринимается скорее как эпизод из полного метра, чем отдельная законченная история.
Куда более пристального внимания заслуживает еще один номинант – израильский фильм "Айя", рассказывающий о случайной встрече в аэропорту, которая разрастается в странное, но очень живое и глубокое чувство. Он – член жюри музыкального конкурса, прилетел в Иерусалим из Финляндии. Она – просто незнакомка в аэропорту по имени Айя. Он путает ее со своим водителем, а она не торопится сознаваться. Теперь они вместе едут по дороге в вечный город. Очарование случайной встречи, неловкие разговоры ни о чем и обо всем, волнительное ощущение мужского и женского. Самая длинная короткометражка программы (39 минут), которая при этом настолько ловко погружает зрителя в камерный диалог главных героев, что время пролетает почти незаметно. Особенного внимания заслуживает удивительная по силе сцена с имитацией фортепианной игры на коленке – настоящая жемчужина, заслуживающая увековечивания в истории кинематографа.
Победитель этого года – британская драма "Телефонный звонок", построенная всего на одном диалоге неуклюжей "серой мышки" из службы психологической помощи и пожилого вдовца, который больше не в силах терпеть одиночество. Один-единственный звонок становится финалом для одной жизни и началом нового этапа для другой. Душещипательная картина длится 21 минуту, и, пожалуй, вырезать из нее хотелось бы только конец – закончившись необычной метафорой смерти, она бы только выиграла, правда, потеряла бы в замысле.
Наконец, завершается подборка самой короткой лентой – 14-минутной британской короткометражкой "Бугалу и Грэм". Как и "Парванэ", она похожа больше на начало полнометражного фильма – об удивительном мире детей, рушащем благополучие взрослых. Два брата получают в подарок от отца, желающего привить детям чувство ответственности за других, по цыпленку. Дети становятся Маленькими Принцами нашего времени, в полной мере следуя завету: "Мы в ответе за тех, кого приручили". В борьбе за жизнь выросших питомцев, мальчишки не гнушаются никакими методами, начиная от оскорблений в адрес родителей и заканчивая побегом. Пожалуй, самая позитивная история из подборки заканчивается миром если не во всем мире, то в отдельно взятой семье и становится для почти двухчасового повествования своеобразным хэппи-эндом.
В целом же подборка получилась довольно интересной и на удивление цельной. Четыре короткометражки, на первый взгляд такие разные, говорят, по сути, об одном – одиночестве. И неважно, трудный ты подросток, нелегал, работница кризисного центра, известный музыковед или замужняя офисная служащая. Режиссеры, по сути, делают одно и то же, – сталкивают полярные миры и смотрят, что в итоге получается – а получается не потеряющая, наверное, никогда актуальности большая история, однозначно заслуживающая просмотра и получающая от редакции Дней.Ру семь баллов из десяти.