Иск об оскорблении верующих подан в прокуратуру Венеции против австрийского режиссера Ульриха Зайдля. Его фильм "Рай: Вера" участвует в венецианском конкурсе. Иск также направлен против продюсеров, исполнительницы главной роли Марии Хофштеттер и администрации кинофестиваля.
"Режиссер Ульрих Зайдль, актриса Мария Хофштеттер, а также все лица, причастные к производству фильма и его демонстрации, в частности – Венецианский фестиваль, путем демонстрации кощунственных и откровенных сцен нарушили статьи 403 и 404 уголовного кодекса Итальянской Республики", – говорится в иске, поданном адвокатом, возглавляющим одну из радикальных католических ассоциаций Италии. Статьи 403 и 404 говорят об оскорблении религиозной конфессии "путем глумления над людьми либо злоупотребления предметами".
"Рай: Вера" – второй фильм трилогии Зайдля о любви и женском теле. Первую часть – "Рай: Любовь" – показывали на фестивале в Каннах. Там речь шла о даме за 50, которая отправляется за сексуальными утехами в Кению. Дочь и кота она при этом оставляет у сестры, про которую как раз и снят венецианский фильм.
Ее зовут Анна-Мария. Женщина живет в одиночестве в просторном доме, работает медсестрой в рентгенологии, а отпуск проводит за богоугодными делами: молитвенными собраниями и проповедями – носит статуэтку Мадонны в специальном шелковом мешочке по квартирам, несмотря на ожесточенное сопротивление их обитателей. Всех австрийцев она считает шлюхами, нуждающимися в спасении. Они погрязли в грехе, что фильм достоверно покажет в одной из ночных сцен.
Анна-Мария мирно шла к себе домой, прижимая к груди Богородицу, и тут услышала из кустов женские истошные вздохи. Картина, которую она увидела, шокировала рьяную католичку: обнаженные телеса упражнялись друг с другом в групповом экстазе. Женщина опрометью убежала домой истязать себя молитвой, сообщает РИА Новости. Как объясняет сам режиссер, "любовь Анны-Марии к Иисусу все время растет, и в конце концов естественным образом перерождается в физическое притяжение", что демонстрируется в сцене самоудовлетворения с участием распятия.
Ульрих Зайдль создал суровую школу австрийского кино - жесткого, честного, бесстрашного к его порокам и общепризнанным канонам. Начинавший свою карьеру с документалистики, в своих работах ("Импорт-экспорт", "Животная любовь") придерживается реалистической манеры. Он полюбил съемки в упор, когда люди просто смотрят в камеру.
Ранее режиссер объяснял, что "никогда не уклоняется от показа вещей, в которые никто на самом деле не хочет верить, и от нарушения табу, но при этом не стремится непременно устроить зрителю встряску просто встряски ради". Он взял за правило снимать рядом с профессиональными актерами непрофессионалов. Вот и в "Вере" Анну-Марию играет соратница Зайдля еще по "Собачьим дням" Мария Хофштеттер, а ее мужа-мусульманина – египтянин Набиль Салех, сделавший своей профессией путешествия и говорящий на шести языках.
Исходя из фильмов трилогии, корни всех проблем героинь – в их неутоленных комплексах, которые они восполняют по-разному. Тереза из первой части "Рай: любовь" ищет последнюю любовь на пляжах Кении, где покупает местных юношей, надеясь на искреннюю взаимность. Анна-Мария из "Веры" доводит себя до исступления страстью к Христу, сначала как бы духовной, затем – той самой, порочной. В третьей части вслед за третьей героиней режиссер обещает повести в лагерь, где сбрасывают вес. Тоже своего рода страсть и новейший массовый недуг.