Лента новостей

Четверг 30 мая

00:06Близким сгоревшей в 53 года Заворотнюк пытается помочь специалист 21:07"Это непозволительно": Орбакайте с треском провалилась на сцене 19:44Алчность Тарасова вынудила Бузову рассказать правду про вонючие яйца 18:04В честь Дня защиты детей в парках Подмосковья откроется "Город профессий" 16:20Телеведущая Кудрявцева показала снимок головы еще живой Заворотнюк 13:04Тест: знаете ли вы биографию Анастасии Заворотнюк 12:02Закрытый гроб и только родные: похороны Заворотнюк планируют провести тайно 11:17Другой человек: как сражавшаяся с раком Заворотнюк выглядела перед смертью 11:16"Долго Настя несла свой крест": звезды высказались об уходе Заворотнюк 09:21Отмучилась: звезда "Моей прекрасной няни" Анастасия Заворотнюк умерла от рака 06:26Разводимся по-королевски: советы ведущей Первого канала Розы Сябитовой 03:16ТЕСТ: знаете ли вы легендарные стихи Бориса Пастернака? 00:03"Редкий случай": почему Прилучный не сможет забрать детей у Муцениеце 21:04Звезда КВН и Comedy Woman Елена Борщева выдала правду о семейной жизни 19:52Спит в барокамере: 51-летний участник шоу "Голос" выглядит в два раза моложе 18:07Россия и Мир прощаются с легендарным артистом и музыкантом 17:57Известная журналистка СССР и России ушла после падения на улице 13:42Эксперты высоко оценили стратегию городской поддержки московской промышленности 13:27Апексимова вышвырнула из театра внука звезды "Москва слезам не верит" Рязановой 11:38Бабкину склоняют к неприличиям, а она признается: берет размерчик побольше 06:14Пугачева между сценой и прилавком: рискованный бизнес в 90-е вышел боком? 03:23"Не один брак, а два, а то и три": названа причина развода певицы Алсу 00:0374-летний народный артист России Буйнов раскрыл долгожданное пополнение 22:05Сын рассказал о предсмертном желании Олега Табакова 20:21Уникальный тест: отгадайте мультфильмы СССР о животных по 1 кадру 18:01"Дружили мы только на экране": Рязанова рассказала про отношения с Алентовой 16:07Такие разные, но вместе? Почему брак Валерии и Пригожина держится 20 лет 13:23"Прощайте": народный артист РФ Маликов сделал важное заявление 11:52Родной и любимый: сердце Барановской навсегда принадлежит лишь одному 06:17Талант от Бога: 3 ярких образа Марии Мироновой в кино 03:27Арина Шарапова раскрыла подробности грядущего празднования 63-летия 00:04 Сказка оборвалась: звезда музыкальной сцены Алсу разводится с мужем 21:03Теракты, авиакатастрофы и ядерная угроза: Глоба назвала черные для России месяцы 20:52"Как с этим бороться?": незаконные постояльцы осквернили квартиру Лолиты 17:14ТЕСТ №1: сможете отгадать советский фильм о любви по кадру? 14:28Народный артист Евгений Петросян столкнулся с катастрофическими проблемами 13:22Актриса Борзова лишилась огромных денег из-за уехавшего в Америку Леонтьева 12:03Тяжелая утрата и горе настигли семью Игоря Николаева 10:19"Относятся равнодушно и безразлично": почему внуки не считают Лужину звездой 06:38Мария Шукшина отмечает 57-летие: вспоминаем интересные факты из истории ее семьи 03:29Синдром отложенной жизни: причины, симптомы и способы преодоления 00:16Как технологии изменят будущее образования: прогноз маркетолога 21:55Агутин публично поздравил Варум с 55-летием и сделал признание 18:235 вещей, которые меняют кожу до неузнаваемости: отказ от них тебя преобразит 16:07Тест: знаете ли вы работы и историю жизни советского оператора Георгия Рерберга? 13:23Лучшие продукты при тяжести в животе 10:17Этот тест под силу самым внимательным: угадай советский фильм по кадру с городом 06:227 автобиографий знаменитостей, достойных вашего внимания 03:343 главных вопроса, которые нужно задать, чтобы улучшить взаимоотношения 03:11Двойной праздник в семье Тарасова и Костенко – двойная порция счастья
685
400
true
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235
35

Почему Россия не любит футбол

9141
Демьян Донской

Демьян Донской

Окончил факультет журналистики. Первые шаги в профессии делал в отделе экономики, потом решил стать спортивным обозревателем. Занимался баскетболом и плаванием, а лучшей игрой в мире считает футбол.

Накануне старта Евро-2016 сборная России, как и все другие участники турнира, провела два товарищеских матча. Прошли они при пустых трибунах, поскольку играли наши на стадионах, расположенных вдали от мест компактного проживания своих болельщиков. Арена с пустующими креслами даже на телекартинке смотрелась "антифутбольно", отчего и сама игра казалось унылой и оптимизма поклонником нашей сборной перед Евро не добавляла. Некоторые уважаемые в футбольном сообществе люди даже поставили вопрос ребром: почему нельзя было провести эти товарищеские встречи дома, в России, а затем устроить торжественные проводы команды во Францию.

Но тут следует встать на защиту РФС. Одно дело играть на пустом стадионе в Монако и тешить себя соображениями, что посещение княжества для большинства российских болельщиков – слишком дорогое удовольствие. И совсем другое – раздавать чуть ли не бесплатно билеты на "Открытие Арену" и все равно не собрать аншлага на товарищескую игру с Литвой. На фоне подготовки к домашнему чемпионату мира это, прямо скажем, показное равнодушие россиян к футболу, должно стать главной головной болью для РФС. Не ход строительства стадионов, которые, конечно же сдадут в срок кровь из носу (и Олимпиада в Сочи тому доказательство), а то, как заполнить эти стадионы. Надеяться на то, что все эти 35, 45, 65 и 80 тысячные арены станут местом паломничества иностранный болельщиков, конечно, приятно, но соломку-то лучше подстелить.

Понятно, что сборной России аншлаги на домашнем ЧМ гарантированы, а как быть с играми каких-нибудь условных сборных Коста-Рики и Ганы – стран, откуда в силу их отдаленности от нашей страны вряд ли прибудет много болельщиков? Заполнять трибуны на таких матчах придется собственными усилиями, но что делать с катастрофическим падением интереса россиян даже к собственному футбольному чемпионату?


Нет, в РФС стараются. Вот перед Евро-2016 организовали движение "Россия любит футбол", сформировали автобусный тур по городам, где будет играть наша сборная, набили туда журналистов и известных россиян… Волейболистка Екатерина Гамова, неожиданно ставшая послом движения, умно и правильно рассуждала о том, что наши футбольные болельщики очень агрессивные, поэтому у многих нет желания посещать стадион с детьми, женами, бабушками. И вот цель движения как раз эту культуру изменить. Так себе в РФС представляют процесс популяризации футбола в веке 21-м с его гаджетами, интернетом и соцсетями. Но может, у клубов РФПЛ имеется положительный опыт в этой сфере?

Увы, аншлаги на футбольных матчах в России стали большой редкостью. Шутка ли, но даже легендарное московское дерби "Спартак" – ЦСКА на той же "Открытие Арене" собрало 41 тысячу зрителей из 45 возможных. То есть аншлага не случилось. Итоговые же цифры посещаемости матчей в прошедшем сезоне и вовсе удручают. На чемпионов в среднем ходило 9 591 зрителей, на серебряный "Ростов" – 13 334, на бронзовый "Зенит" – 16 813, на занявший 4-е место "Краснодар" – 10 933. А лидером по посещаемости стал "Спартак", который в среднем поддерживали 25 179 болельщиков. При том, что это лишь половина вместимости спартаковского стадиона. А ведь уровень нашего чемпионата за последние 10 лет существенно вырос, обострилась конкуренция за лидерство. В многолетний спор ЦСКА и "Зенита" за главный трофей постоянно вмешиваются другие команды, а в этом сезоне борьба за первую пятерку в турнирной таблице больше напоминала чехарду. Между тем ЦСКА, в третий раз выигравший чемпионат за последние четыре года, в битве за зрителя год от года регулярно проигрывает даже периодически борющейся за выживание в премьер-лиге "Кубани". Так, в чемпионском для ЦСКА 2013/2014 на его игры в среднем ходили 9 593 зрителей, в то время как среднестатистический матч "Кубани" (итоговое 8-е место) посетили 13 819 болельщиков.


Согласно сухой статистике в этом сезоне "Спартак" стал лидером по посещаемости матчей, существенно обогнав идущий на втором месте по этому показателю "Зенит". Хотя, объективности ради, стоит заметить, что питерский клуб при всем желании по этому показателю догнать красно-белых не может. Вместимость домашней арены сине-бело-голубых по документам 21 тысяча. По факту – не больше 18 с учетом требования обязательно выделять гостевые трибуны (которые полностью заполняются гостями только на топовых матчах с ЦСКА, "Локомотивом" и тем же "Спартаком", а на других играх пустуют) и обеспечивать так называемые "буферные" зоны, отделяющие фанатские сектора от остальных. Немаловажно и то, что "Петровский" – откровенно старый стадион, о чем как-то с сожалением заметил генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов. "Доходы, которые мы получаем от продажи билетов, нас не устраивают, поскольку мы знаем, что способны зарабатывать больше. Но мы играем на "Петровском", чьи возможности ограничены: это маленький стадион, да и новее он не становится", – рассказал он журналистам.

Но даже в этой ситуации, если посмотреть на статистику посещаемости, оперируя процентами (что более корректно), о лидерстве "Спартаку" придется забыть. Его 25 179 болельщиков – это около 56% заполняемости "Открытие Арены", в то время как "зенитовские" 16 813 – около 80%.

Перебравшись на новый стадион, "Спартак", по сути, довольствуется почти той же армией поклонников, что посещали игры "народной" команды в закрывшихся в 2013 году Лужниках. 20 547 в среднем бывало на домашней арене красно-белых в сезоне 2011/2012, когда москвичи заняли 2-е место в чемпионате. Для сравнения у "Зенита" в том сезоне на игры в среднем ходили 19 688 зрителей.

Да, по количеству болельщиков "Зенит" лидирует – по оценкам многочисленных независимых исследований клубу симпатизирует около 15 миллионов, то есть примерно четверть всех любителей футбола в стране. Но смогут ли питерцы заполнить новый стадион, который строиться на Крестовском острове? Сложно прогнозировать.


Одна из причин популярности клуба – в звездных игроках, которые приносят "Зениту" не только расходы на их покупку и зарплату, но и доходы в виде растущей армии поклонников. Несмотря на неудачный сезон (а 3 место в чемпионате и вылет из плей-офф Лиги чемпионов на стадии 1/8 финала в клубе честно признали провалом), "Зенит" остается вне конкуренции среди остальных российских команд на европейской арене. За последние пять лет сине-бело-голубые заработали 108, 5 балла в зачет таблицы коэффициентов УЕФА, входят в топ-16 европейских клубов, занимая 15 место. Для сравнения на счету у ЦСКА – 56,5 балла и 41-е места, а у "Спартака" всего лишь 26,5 балла и аж 101 место в таблице коэффициентов. Ближайший же к "Зениту" конкурент по рейтингу УЕФА – "Рубин", занимает 39 место.

Но завтра под влиянием экономического кризиса или требований финансового fair play и питерский клуб может частично лишиться своих европейских звезд и перейти на "импортозамещение". И что тогда? Чем привлекать болельщиков? Есть ощущение, что в "Зените" это понимают, поэтому пытаются "бежать во всех направлениях". Активно работают с болельщиками в онлайне, наращивая "социальный капитал" в виде подписчиков в соцсетях и посетителей на сайте, собрав в интернете аудитории под 7 миллионов в год. Развлекают болельщиков в офлайне нестандартными социальными и маркетинговыми проектами. В общем – стараются аудиторию удерживать и увеличивать вне зависимости от спортивных результатов. Кстати, пример "Спартака" в этом плане выглядит вдохновляющим. Шлейф былой популярности и заслуживающая уважения верность болельщиков красно-белых, передающаяся буквально из поколения в поколение, позволяет москвичам соблюдать не слишком большую дистанцию в погоне за "Зенитом".

Впрочем, в Чемпионате России всем клубам стоит учиться конвертировать свои успехи на футбольном поле в прирост аудитории и армии болельщиков. Что хорошо видно на примере ЦСКА – клуб, регулярно выигрывающий чемпионат и Кубок России, выступающий в Лиге чемпионов, занимает 10-е место по посещаемости игр в сезоне.

Если уж в столице картина с популяризацией футбола так печальна, то, что говорить о других российских городах. Большинство российских клубов премьер-лиги в этом смысле придерживаться какой-то даже аморфной политики, не стремятся переломить ситуацию, предложить своим поклонникам что-то реально интересное, кроме условных семечек на стадионе во время матча и надеются на старую формулу "авось как-нибудь обойдется". Не удивительно, что РФС в век гаджетов и соцсетей организует агитавтопоезд вместо того, чтобы учиться новым методам работы с болельщиками.

 

Подпишись в Telegram

14 июня 2016, 10:59
Фото: GLOBAL LOOK press/Dmitry Golubovich