Первое в истории погружение батискафов на Северном полюсе завершилось. Российские ученые совершили мировую сенсацию, в память об этом историческом событии на дне океана остался флаг Российской Федерации.
Глубоководный аппарат
"Мир-1", на борту которого находились океанолог Анатолий Сагалевич (командир) и депутаты Госдумы Артур Чилингаров и Владимир Груздев,
начал погружение в 09:28 по московскому времени и в 12:08
сел на дно на глубине 4261 метра.
Вслед за ним под воду ушел
"Мир-2" -
в 10:30. Батискафом управлял российский пилот Евгений Черняев, а помогали ему шведский миллионер Фредерик Полтен, который заплатил за путешествие 3 миллиона долларов, и австралийский полярник Майкл Макдауэлл. Этот аппарат
достиг глубины в 4302 метра.
Каждый из аппаратов провел на дне Северного Ледовитого океана более часа.
В 13:36 по московскому времени
экипаж "Мира-1" при помощи механического манипулятора установил на дне океана государственный флаг России, сделанный из титана, и взял пробы грунта.
"Мир-1" перед всплытием около 40 минут дрейфовал подо льдом на глубине 15 метров в поисках подходящей полыньи. Аппарат, проведя под водой в общей сложности 8 часов 40 минут,
всплыл в 18:08, "Мир-2" - в 19:15. Батискафы были подняты на борт исследовательского судна "Академик Федоров".
Российские
ученые сравнили свою миссию с мировой сенсацией - никто никогда еще не совершал подобных погружений. В ходе экспедиции запланировано несколько "походов" под воду.
Члены экспедиции должны
получить геологические данные в поддержку притязаний России на часть арктического шельфа. Россия пытается доказать, что подводные хребты Менделеева и Ломоносова являются неотъемлемой составляющей материковой части страны. Запасы участка шельфа, на который претендует Россия, ученые оценивают в 10 миллиардов тонн углеводородов. Право доступа к богатствам Арктики оспаривают и другие страны, в том числе США.
Кроме того, как отмечает
ВВС,
там пролегает Северный морской путь - самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию. Этот путь можно было бы использовать в том числе и для транспортировки нефти и газа.