Абонентов спасут от навязанных услуг

Фото: GLOBAL LOOK press/Andrey Arkusha
Клиентов мобильных операторов избавят от нежелательных подписок, пообещал Роспотребнадзор в докладе о защите прав потребителей. Изучив предложенные меры, эксперты настроились скептически.

Подписки зачастую появляются в результате случайного подключения контентной услуги – например, при нажатии на кнопку "Ок", появившуюся на экране, или если "поработал" подхваченный вирус. После этого с пользователя ежедневно списывается абонентская плата, а он об этом зачастую даже не знает, уточняется в подготовленном Роспотребнадзором докладе о защите прав потребителей.

Изменения в закон "О связи", которые должны были решить проблему, принимались в 2014 году. Они делали возможным подключение дополнительных услуг только при совершении клиентом действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление.

Как следует из правил оказания услуг связи, идентифицировать пользователя и его абонентскую станцию позволяет сим-карта. В Роспотребнадзоре отметили, что первое требование – идентификация абонента — выполняется. А вот что касается второго – достоверное установление волеизъявления – тут все непросто, пишет газета "Известия".

"В настоящее время единственным возможным выходом является оценка той информации, которая предоставляется до подключения услуги, с точки зрения полноты и достоверности. В случае если данная информация позволяла абоненту осознать платный характер услуги и оценить иные условия ее предоставления в соответствии с требованиями закона, это может свидетельствовать о достоверном установлении волеизъявления абонента на подключение услуги", – говорится в докладе.

Однако даже полнота предоставленной информации не всегда говорит о том, что абонент ее прочитал, подчеркивает издание. Например, сообщение может быть убрано под ссылку, а абонент будет оповещен о том, что для подключения услуги надо нажать "Ок". При этом пользователь не застрахован от того, что кнопка будет нажата случайно или платные услуги "подключит" вирус, которым заражен смартфон. 

Чтобы избежать подобных ситуаций, Роспотребнадзор предлагает дополнить закон "О связи" положениями, которые установят конкретный порядок волеизъявления абонента на получение дополнительной услуги. Каким способом можно реализовать их инициативу, в ведомстве не уточнили, но отметили, что массовый характер жалобы на случайные подписки не носят.

Независимый юрист Антон Богатов уверен, что Роспотребнадзор подошел к решению вопроса не с той стороны. По его словам, есть два способа избавиться от проблемы, и первый – признать мошенничеством подключение услуг таким образом. "Надо возбуждать дела и довести несколько до суда. Причем привлекать надо как оператора связи, так и провайдера контент-услуг", — считает Богатов. Второй способ – сделать так, чтобы инициатива заключения договора исходила от клиента. К примеру, предложить ему заполнить электронную форму соглашения. Это сложная процедура, продажи услуг снизятся до минимума, но это будет справедливо.

Шоу-бизнес в Telegram