Правда, как оказалось, только на время. Буквально за 20 лет рабочая сила в Китае подорожала в 30 раз, заработки китайских рабочих и служащих выше в 1,5 раза, чем российских коллег и в ряде европейских стран. Возводить заново заводы в Камбодже и Шри-Ланке дорого, поскольку производство нуждается в адекватной инфраструктуре. Все это мотивировало корпорации и стартапы достать из архива человеческих ожиданий мечты о роботах.
И теперь мы можем наблюдать устойчивый рост на автоматизацию и роботизацию бизнес-процессов (Robotic Process Automation). Основные компании Силиконовой долины ежегодно вкладывают в разработки в этой сфере в общей сумме 20 миллиардов долларов. Уже в конце 2015 года в США насчитывалось около 100 тысяч роботизированных предприятий, производств и линий.
Преимущества подобных систем очевидны: снижается риск человеческого фактора и повышается безопасность передачи данных, происходит их быстрая обработка, отмечается более быстрое и точное взаимодействие в системе "клиент-компания". В то же время все тревожнее звучат голоса тех, кто опасается, что дальнейшее развитие в этом направлении приведет к социальным потрясениям. CentrumBanking, одна из пяти топовых IT-фирм, которая размещается в Индии, провела исследование, позволившее сделать следующее предположение: на каждые 20 рабочих мест, потерянных из-за роботизации, будут созданы только 13 новых. Это приведет к изменению должностных обязанностей по каждой специальности на 25% в течение пяти-семи лет.
"В отличие от автоматизации бизнес-процессов, нацеленной на оптимизацию трудозатрат, роботизация должна заменить человеческий труд. Однако человека нельзя исключить из процесса полностью. Можно автоматизировать погрузку, скажем, апельсинов, но за человеком останется контроль за тем, чтобы грузились только качественные апельсины. Когда и эта функция будет автоматизирована, то человек будет выполнять более высокоуровневые действия, и так будет происходить всегда", – рассказывает директор IT-компании Git in Sky Сергей Житинский.
На самом деле, по мнению эксперта, вопрос ставится неправильно: роботизация или социальные проблемы. Необходимо его сформулировать по-другому: как стимулировать людей любого образования и возраста к дальнейшему развитию? Как преодолеть свойственную человеку леность и инертность мышления? Ответы могут быть самые разные, в том числе и заложенные разработчиками в сами роботизированные системы. В любом случае как в среде бизнеса, так и в человеческом обществе сегодня на первое место выходит личная эффективность.
Россия находится на предпоследнем месте по производству и применению роботов по причине их дороговизны, несмотря на то, что их окупаемость составляет 14–18 месяцев. При нынешнем соотношении рубля к доллару лишь наиболее крупные компании могут себе позволить думать о роботизации бизнес-процессов. Поэтому грядущие социальные перемены видятся как уж слишком отдаленная перспектива. Времени для решения этих проблем у нас хоть и немного, но все же хватает. Оригинальные способы мотивации сотрудников к профессиональному росту – ресурс не меньший, чем, скажем, новый способ обработки данных.