НАСА не на чем летать

Фото: GLOBAL LOOK press
Отказываться от закупок российских ракетных двигателей Р-180 нельзя, уверены в Пентагоне. В обращении к конгрессу США военные подчеркивают: без сотрудничества с Россией американскую космическую программу ждет крах. Вводя антироссийские санкции, Вашингтон сам себя загнал в ловушку, и теперь не знает, как из нее выбраться, считают наблюдатели.

Американские конгрессмены как раз сейчас заняты обсуждением законопроекта за авторством Джона Маккейна. Сенатор-республиканец, известный своей неуемной "любовью" к России, требует запретить закупки российских РД-180, которые используются на американских носителях серии "Атлас". Сколько военные ни пытались объяснить, что аналогов этим двигателям в мире не существует, Маккейн стоит на своем.

Мощный жидкостный двигатель РД-180 знающие люди называют "гениальной разработкой советских и российских конструкторов". Изначально он был предназначен для ракеты-носителя повышенной грузоподъемности "Русь-М". Однако от ее разработки позже отказались, а двигатель решили использовать на ракете нового поколения "Феникс". Этот носитель сможет вывести на низкую орбиту хоть грузовик массой до 17 тонн, хоть пилотируемый аппарат.

Соглашение между Москвой и Вашингтоном о поставке РД-180 было заключено в 1997 году. В нем оговаривалась закупка 101 двигателя на сумму в миллиард долларов. По последнему контракту, в 2014 году, американская сторона заказала 29 двигателей. Однако оплатить успела только 15 – конгресс как раз ввел запрет. На 2016 год конгрессмены расщедрились: разрешили купить еще девять РД-180.

Интересно, на что рассчитывает Маккейн и его коллеги в конгрессе и сенате? Новый американский двигатель разрабатывают несколько компаний. В их числе и консорциум United Launch Alliance (ULA), эксплуатирующий носитель "Атлас-5". В планах компании – создание ракеты "Вулкан" к 2019 году. Двигатель для нее должна смастерить фирма Blue Origin. К этим же срокам готовит сдачу проекта еще одна компания – Aerojet Rocketdyne. Но гарантии того, что работающий экземпляр двигателя появится к сроку, никто дать не может.

Лично Маккейн, видимо, ждет прорыва в разработках украинских ракетчиков с завода "Южмаш". Предприятие из Днепропетровска несколько лет назад подписало долгосрочное соглашение с компанией Orbital Science Corp. Только вот Orbital тоже использует двигатели РД-181 российского НПО "Энергомаш". Так что компании, занимающейся запусками – United Launch Alliance, – пришлось заказать в России дополнительно 20 РД-180, пока новые двигатели американского производства не будут готовы и сертифицированы.

Такова реальность. А вот как все это преподносится американским гражданам: "В 60-х годах ХХ века Америка научила Советский Союз летать в космос, а затем помогла установить демократию, отказавшись от тоталитаризма. Теперь NASA унижается и платит около 300 миллионов долларов в год за право запихивать своих астронавтов как сельдь в бочки в тесные "Союзы", пишет ежедневная газета Houston Chronicle.

Американские народные сказки про космос народ слушает, пока ракеты летают. Ведь обывателю не обязательно знать, кто производит детали и двигатели. А вот если Маккейн своим напором "продавит" закон, придется туго. Тогда уж придется избирателям объяснять, что двигатели не завезли из далекой России. И отвечать на неудобные вопросы вроде такого: а кто выиграл от ваших санкций?

ДНИ в Telegram