Возникает потребность в персонализации контента и сужении информационного потока, который ежедневно стремиться завоевать наше внимание. Об особенностях и тенденциях потребления информации в эксклюзивном интервью Дням.Ру рассказал Андрей Холодный, генеральный директор MOYO.
– Как всеобщее стремление к экономии времени отражается на потреблении информационного контента?
– С течением времени видеоконтент сам по себе претерпевает изменения. Все больше и больше в обиход обычного пользователя входят короткие "клиповые" видео, длительностью 5-6 минут. Причиной этому служат не только потребности пользователя, но и то, где именно он этот контент потребляет. Просмотр телевизионных передач на большом экране все больше вытесняют планшеты и мобильные устройства, где преобладают и процветают короткие видеосюжеты. Все самое интересное из мира видео оседает в социальных сетях – чтобы быть в курсе событий, недостаточно обычного телевизора.
В то же время современный потребитель давно уже устал от избытка информации, который ему предлагают различные ресурсы, информационная нагрузка со временем только увеличивается. Постепенно социальные сети, которые изначально были созданы для общения между людьми и хранением личных данных пользователя, стали агрегаторами контента совершенно разных сайтов, все больше материалов предлагается человеку для просмотра и прочтения.
Понятно, что пользователь устает от избытка новостей и все больше обращается к инструментам, которые помогают ему не затеряться в инфопространстве. "Яндекс Новости" – хороший пример такого инструмента, включающий в себя подборку главных новостей. Люди обращаются к нему, потому что ни один из источников по отдельности не покрывает необходимую информационную пользу человека, а сильно превышает ее. Та же проблема касается не только новостей, но и чисто развлекательного контента – фильмов и сериалов. Каждый год "Голливуд" выпускает несколько тысяч фильмов, а сериалов выходит не менее двухсот. У человека, каким бы киноманом он ни был, чисто физически не хватит времени посмотреть все, что выпущено, и возникает необходимость в принятии решения, что именно посмотреть. А нежелание задуматься, что выбрать, и формирует потребность в персонализации.
Задача, каким образом сформировать подборку контента актуального для конкретного пользователя, стало общим трендом для медиаиндустрии последние три года. Это началось с поисковых механизмов, которые стали показывать человеку результат запроса не только с точки зрения того, что именно человек спрашивает, но и в рамках контекста – что он раньше искал, где он сейчас находится, какие у него интересы.
Собственно то же самое применимо и относительно видеоконтента. Хотя в сети и существуют подборки "ТОП лучших" фильмов или сериалов, в любом случае, индивидуальными их назвать невозможно. В стране присутствует более 200 каналов, узнать, что на них идет и принять решение, что именно посмотреть из 500 ТВ шоу не представляется возможным даже профессионалу. Именно поэтому, важно сформировать подборку для каждого конкретного пользователя, учитывая его интересы и предпочтения. Объем контента настолько колоссальный, что без надежного проводника в этом океане, по сути можно "утонуть".
– Как менялось потребление контента в течение последних лет? Что изменилось?
– Все мы знаем, что десять лет назад кроме телевидения и DVD плеера больше ничего и не было. И тогда телевизор в гостиной был единственным местом просмотра видео. Только пять лет назад появилось первое легальное видео в интернете, первый серьезный видео ресурс. Тогда еще люди говорили, что в Сети все пиратское и как вы будете на этом зарабатывать? Время уже показало совершенно другое, и теперь ТВ и интернет спорят между собой, кто из них главный, а телевизор в гостиной уж точно потерял доминирующую роль по количеству времени, который человек тратит на развлечения.
Также появился совершенно другой способ смотрения. Если раньше практически 100% люди смотрели то, что идет в прямом эфире, то сейчас большая часть ТВ-контента потребляется уже на различных интернет-сервисах и на разных устройствах (планшетах, мобильных телефонах), и не в то время, когда оно реально идет в эфире – то, что называется переход от линейного просмотра к отложенному просмотру. Теперь расписание стало некоторым архаизмом, однако, не полностью...
– То есть вы не считаете, что эфирное ТВ уходит в прошлое?
– Это не совсем так. Программа еще нужна для тех передач, которые люди смотрят осмысленно в прямом эфире. Это любой спорт, онлайн-трансляции мероприятий, таких как Олимпиада или футбол. Люди собираются у телевизора и смотрят церемонию открытия и ключевые матчи. Линейное телесмотрение не умрет до конца никогда, но целые пласты контента постепенно становятся неупотребляемыми, если мы говорим о классическом варианте просмотра телевизора.
У телевидения есть один важный и существенный плюс, который интернет пока не в силах побороть. Это возможность создать единение и коммуникацию между людьми, когда одновременно совершенно разные люди смотрят одну и ту же вещь – сопереживают, радуются и расстраиваются. Это то поле, которое телевидение активно развивает, так как не хочет сдавать свои позиции. Яркий пример тому – шоу "Голос". Когда ты приходишь утром на работу, ты должен быть в курсе передачи, чтобы за чашкой кофе с коллегами обсудить последнего выступающего. То же касается и сериалов, которые выходят теперь уже в огромном количестве, и их много смотрят в Сети, но возможность посмотреть в одно и то же время с другими, обсудить одну и ту же серию создает дополнительную связь между людьми. Телевидение дает возможность социализации группы вокруг какого-то контента. Другими примерами могут послужить политические дебаты, пресс-конференции и выступления. Телевидение не умрет – вместе с интернетом они прекрасно дополняют друг друга.
Как только что-то новое появляется в мире технологий, все начинают говорить, что старые медиа утратят свою актуальность. Вспоминается слова из фильма "Москва слезам не верит" про то, что будет только телевидение, то же в свое время говорили и про радио. У любого медиа есть свои ниши, и когда приходит новое, оно просто сокращает время потребления предыдущего, отбирает какую-то долю. Если посмотреть на текущую статистику, люди не стали меньше смотреть телевизор на самом деле, они просто одновременно смотрят ТВ и что-то еще.
– Какой, на ваш взгляд, следующий этап развития телекоммуникаций?
– Будущее гораздо более интересно, чем мы можем себе представить. Сейчас выстраивается новая модель потребления, но слишком революционных вещей не стоит ожидать – телевизор не перестанут смотреть, в кино и театры будут ходить, и книги останутся актуальны.
Одно из моих глубоких убеждений, это то, что "умный телевизор", как сейчас называют Смарт ТВ, совершенствуется каждый год невероятными темпами. На мой взгляд, концепция Смарт ТВ разовьется так, что будет только некоторое устройство, отвечающее за "мозг" телевизора, за сервисы, которые там есть, и любой экран для трансляции изображения. Плюс ко всему, скорее всего, скоро у нас появится технология виртуальной реальности. Как это будет, представить даже на 10% невозможно. Возможно ли стать героем фильма и поучаствовать в гонке с Дэниелом Крэйгом, сидя дома на диване?