Как блогеры получают статус СМИ

Фото: GLOBAL LOOK press
Популярные политики и блогеры благодаря введенной в закон норме о необходимости регистрации в качестве СМИ смогли получить новый статус. Однако до сих пор в Рунете есть блогеры-уклонисты, которые используют несовершенство законодательства и нежелание сотрудничать с Роскомнадзором со стороны иностранных интернет-площадок.

Спустя десять месяцев после вступления в силу поправок в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которые обязали популярных блогеров принять обязательства СМИ при публикациях, более 500 политиков и других известных персон получили новый статус своих персональных онлайн-страниц. Вместе с этим интернет-площадкам, которые игнорировали требования Роскомнадзора, было вынесено несколько штрафов.

Спустя почти год после принятия "закона о блогерах" в Роскомнадзоре рассказали, что за прошедшее время количество блогеров-СМИ исчисляется сотнями, а самыми активными блогерами в России стали политические деятели. Одним из самых известных "уклонистов" от закона о блогерах остается Алексей Навальный, количество фолловеров которого в Twitter перевалило за 1 миллион, но он до сих пор не числятся в числе блогеров-СМИ.

"На сегодня в качестве блогеров, которые имеют посещаемость более трех тысяч человек в день и которые приняли на себя обязательства СМИ, зарегистрировалось более 500 человек. Среди них очень много известных политиков, где-то половина от всех. Что касается штрафов, то было 2–3 случая. Но они касались не самих блогеров, по закону их мы не можем штрафовать, а интернет-площадок, где размещается аккаунт того или иного блогера", – цитирует пресс-секретаря Роскомнадзора Вадима Ампелонского газета "Известия".

Основными интернет-площадками, имеющими натянутые отношения с Роскомнадзором, являются иностранные социальные сети – Twitter, Facebook и Google+. 18 мая глава Роскомнадзора Александр Жаров направил в компании, управляющие данными соцсетями, письма, в которых потребовал выполнять нормы российского закона о блогерах, в частности, в вопросе о раскрытии информации о суточной посещаемости того или иного аккаунта.

Российский закон трактует Facebook, как и Twitter, организаторами распространения информации, и позиция Роскомнадзора понятна, даже если эти компании не имеют представительств в России. Ранее представители Роскомнадзора просили соцсети Facebook и Twitter зарегистрировать свои сервисы в России, предупреждая о штрафах и даже о возможном отключении ресурсов. Однако эти просьбы остались без ответа.

Вероятно, такое отношение является одним из факторов того, почему Twitter одного из самых известных оппозиционеров страны – Алексея Навального – до сих пор не принял на себя обязательств по регистрации аккаунта как средства массовой информации. При нежелании самого Twitter раскрывать информацию блогер-уклонист с миллионом фолловеров может особенно не переживать о статусе своего аккаунта, который станет блогом-СМИ только в случае добровольного обращения оппозиционера в регулирующее ведомство.

Несмотря на несовершенство закона, многие российские политики и популярные общественники не стали игнорировать его и сами обратились в Роскомнадзор за получением статуса блогера-СМИ. Популярная актриса и депутат Госдумы Мария Кожевникова стала одной из тех, кто попросил наделить их блоги новым юридическим статусом. На сегодня только в сети "ВКонтакте" у Кожевниковой насчитывается около 900 тысяч подписчиков. "Я считаю, что если у человека нет намерения публиковать заведомо ложную информацию, клевету, материалы экстремистского или провокационного содержания, то и незачем скрывать свое настоящее имя", – отмечает Кожевникова.

Шоу-бизнес в Telegram