Как перестать бояться и начать свое дело?
Я всегда хотел стать предпринимателем и начальником самому себе. Мне просто не хватало той самой, отличной идеи для малого бизнеса, которая могла бы вырасти в нечто большое. Затем в берлинском "Рокет Интернет", одном из крупнейших бизнес-инкубаторов Европы, я познакомился с Йоханнесом, моим будущим со-основателем. Нас обоих привлекал интернет-бизнес и электронная коммерция. Йоханнес интересовался технической разработкой продукта, мне же всегда было более интересно развитие бизнеса. Именно тогда у нас возникла идея LadenZeile.de (ShopAlike на других рынках). Проект задумывался как технически сложный продукт почти без установленных расходов, который легко мог бы работать на международном уровне и по-прежнему не выходить за рамки сферы электронной коммерции. Опыт с "Рокет Интернет" меня многому научил, и самое важное, из того, что я усвоил, – будь смелее, доверяй своей интуиции и просто действуй без лишних раздумий.
Стоит ли браться за стартап в условиях кризиса или лучше "переждать"?
До прихода на российский рынок мы пришли на итальянский и испанский рынки, так же во время экономического кризиса. Разумеется, такая ситуация немного усложняет текущий бизнес, поскольку и потребители, и потенциальные партнеры-магазины неохотно тратят деньги из-за нестабильной экономики. Тем не менее, мы твердо верим в будущий успех на российском рынке и очень довольны текущей ситуацией.
Какие самые сложные задачи сейчас стоят перед стартаперам?
К сожалению, а, может быть, и к счастью, мне не приходилось пока открывать стартап в России. Мой стартап был запущен и развивался в Германии, позже – в других странах мира. Мы основали Visual Meta совместно с "Рокет Интернет". Это было в конце 2008 года, а в январе 2009 года мы начали официальный запуск. Мы прошли два раунда бизнес-финансирования в 2009 году, которых было достаточно, чтобы дойти до точки безубыточности. Как мне кажется, начинать бизнес в Германии довольно просто. Государство оказывает поддержку начинающему бизнесу через различные программы финансирования. Правда, мы к ним не прибегали, нам повезло – нам удалось найти частных инвесторов. У программ публичного финансирования зачастую очень строгие правила, которые ограничивают свободу предпринимателя, и мы старались этого избегать. В общем, в Германии достаточно просто найти бизнес-финансирование, гораздо сложнее дела обстоят с последующими раундами финасирования – А и B, они по-прежнему гораздо скромнее, чем в США. Что касается трудностей российских стартапов, то могу предположить, что самой сложной задачей сейчас для них станет найти достаточное бизнес-финансирования и привлечение квалифицированных специалистов.
Как изменился подход молодых предпринимателей к ведению бизнеса?
За последние шесть лет жизни нашего бизнеса мы превратились из идеи двух человек сначала в стартап, где все друг друга знают, а потом – в компанию среднего размера с реально действующими процессами и структурами, сохранив при этом ощущение стартапа в корпоративной культуре. Сейчас у нас команда из более 200 человек более 30 национальностей, а было лишь двое немцев в начале. Думаю, за эти 6 лет многое изменилось. Прежде всего, сейчас молодые предприниматели могут больше рассчитывать на финансовую поддержку скорее со стороны частных инвестров, нежели со стороны государственных организаций. Это значительное улучшение.
Что является маркером успешности стартапа?
Реализация приносит самый лучший и точный контроль над вашим бизнесом. Существует слишком много бизнес-идей и мнений, которые в добавок еще и зачастую совершенно противоречивы. Поэтому для меня самое главное – задать себе вопрос "Имеет ли моя идея высокую ценность для потребителя, которую он не сможет получить в другом месте или настолько же качественно?". Если ответ утвердительный, то ваши шансы на успех велики. Если вы уже начали, то я бы сказал, что маркером успешности стартапа является растущая клиентская база, и/или если вы достигли точки безубыточности, то есть ваши доходы превышают ваши расходы. Именоо тогда можно сказать, что самое сложное позади.
Насколько сейчас инвесторы готовы вкладываться в молодые проекты?
Если идея хороша, то кризис не помешает инвестированию. Очень важно понимать, что со сложностями приходят и возможности. Кризис можно воспринимать как отличное время для перемен и улучшений. Например, у магазина будет стимул найти новые каналы сбыта своего продукта и новые способы привлечь клиентов.
Насколько опасно вести бизнес в условиях сильных валютных колебаний?
Конечно, в условиях валютных колебаний невозможно планировать и контролировать рост бизнеса, особенно при небольшой марже. Это самая большая опасность, по-моему. Однако в случае с ShopAlike.ru кризис в России на нас особо не повлиял. На данном этапе наша цель – донести до российского населения, насколько полезен и удобен наш сервис, поэтому мы бесплатны как для магазинов-партнеров, так и для онлайн-покупателей.
Сейчас все живут в режиме тотальной экономии. Допустим, есть некий бизнес, не связанный c предметами первой необходимости. Как заставить людей тратиться на такой продукт?
С современном урбанистическом мире порой очень сложно сказать, что является первой необходимостью, а что – нет. Например, некоторые люди предпочитают питаться дешевой едой и копить деньги, чтобы потом купить последнюю модель iPhone или дизайнерское платье. Человеческая природа непредсказуема. Я бы сказал, что в данном случае существует три способа заставить людей купить ваш продукт. Во-первых, необходимо предлагать товар или услугу, который представляет ценность для потребителя. Во-вторых, важна рекламная кампания, которая сможет изменить отношение потребителя к вашему продукту и убедить целевую аудиторию, что продукт на самом деле им нужен благодаря той ценности, которую он привносит в их жизнь. В-третьих, можно попробовать предложить более гибкие методы оплаты, например, ввести оплату кредитной картой в качестве альтернативы наличным. В случае с электронной коммерцией, ретаргетинг является очень полезным инструментом, который подтолкнет колеблющихся покупателей приобрести заинтересовавший их товар в конечном счете.
Кому точно никогда не стоит приниматься за свое дело?
Людям, которых легко испугать и которые не верят в собственные возможности, не стоит открывать свое дело.
Насколько эффективны услуги бизнес-тренеров и стоит ли вообще к ним прибегать?
Разумеется, стоит, если бизнес-тренер опытный, а так же если вы знаете, каких именно навыков или знаний вам не хватает для дальнешего роста.